ИНТЕЛРОС > №6, 2020 > Существовала ли «школа Риттера»? Об одной главе из истории философии в Германии

Марк Шведа
Существовала ли «школа Риттера»? Об одной главе из истории философии в Германии


18 февраля 2021

Профессор, заведующий, кафедра медицинской этики,
отделение исследований медицинских услуг,
факультет медицины и здравоохранения,
Ольденбургский университет имени Карла фон Осецкого.
Адрес: 114–118 Ammerländer Heerstr., 26129 Oldenburg, Germany
E-mail: mark.schweda@uni-oldenburg.de

В последние годы так называемая школа Риттера привлекает все больше внимания в дискуссиях об истории философии и политических идей в послевоенной Германии. Действительно, из окружения философа Иоахима Риттера в Мюнстере вышли крупнейшие ученые и общественные деятели, включая философов Германа Люббе, Одо Марквардаи Роберта Шпемана, юристов Эрнста-Вольфганга Бёкенфёрде и Мартина Криле, теолога Труца Рендторффа, историка Рудольфа Фирхауса, искусствоведа Макса Имдаля. Многие ученики Риттера впоследствии занимали профессорские должности в немецких университетах и, таким образом, способствовали формированию национального академического ландшафта. Некоторые из них работали также в качестве публицистов и экспертов, занимали государственные должности, посты в университетских комитетах по вопросам политики,в правовой или церковной системе, оказывая широкое влияние на общественную жизнь и политическую культуру Западной Германии. При ближайшем рассмотрении, однако, классификация Риттера и его учеников в качестве философской школы оказывается весьма спорной.Члены предполагаемой школы, как и современные исследователи, ставят под сомнение целесообразность такой номинации и, скорее, рассматривают этот круг как «форум открытого мышления». В статье подробно рассматривается «школа Риттера»и исследуется, в какой степени личные, теоретические и институциональные связи между Иоахимом Риттером и его учениками можно адекватно толковать в терминах философской школы. С этой целью вначале представлен обзор происхождения и развития кружка в том виде, в каком он возник в Collegium Philosophicum Риттера. Затем описывается собственный философский метод Риттера и прослеживается его восприятие учениками. В итоге более точное и нюансированное определение ключевых характеристик «школы Риттера» позволяет оценить ее реальное значение в философском дискурсе Западной Германии.


Вернуться назад