ИНТЕЛРОС > №6, 2020 > Сбитое «колесо жизни»: эссе об уроборосах

Дмитрий Узланер
Сбитое «колесо жизни»: эссе об уроборосах


19 февраля 2021

Главный редактор журнала «Государство, религия,
церковь в России и за рубежом»,
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы (РАНХиГС);
научный сотрудник,
Московская высшая школа социальных
и экономических наук (МВШСЭН).
Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1.
E-mail: religion@ranepa.ru

В центре внимания статьи - часто встречающийся в мировой мифологии символический образ гигантского змея или дракона, кусающего собственный хвост. Этот образ принято обозначать древнегреческим словом «уроборос» (οὐροβόρος), что в переводе значит буквально «пожирающий [свой] хвост». Текст посвящен интерпретации данного символа, который, по мнению автора, выводит на гораздо более широкую проблематику человеческой несвободы и тех форм, которые она принимает. В первом разделе речь идет о гностицизме и тех уникальных чертах этого религиозного течения, которые делают его востребованным в самые разные времена и в самых разных обстоятельствах. Гностическое мировоззрение как выражение переживания радикальной неотмирности человеческого духа, его отчужденности от Вселенной служит отправной точкой для размышлений автора. Во втором разделе рассматривается символика уробороса и его место в гностичских построениях как обозначения замкнутого круговорота природы, порабощающего дух человека. В третьем разделе предпринимается попытка слой за слоем расшифровать гностические построения, связанные с уроборосом. Выделяются буквальный, мифолого-магический, психологически-аскетический, социально-политический уровни интерпретации. В четвертом разделе автор связывает гностические идеис христианством через интерпретацию «Посланий» апостола Павла, в частности его идей, касающихся«начальств» и «властей». Анализируется место уробороса во вселенной христианства. Наконец, в пятом разделе, опираясь на идеи Рене Жирара, Жака Лакана и Алена Бадью, автор иллюстрирует проявления уроборосов в разных измерениях человеческого существования, как индивидуальных, так и коллективных, особое внимание уделяя сфере человеческого желания и его тщетным кружениям.


Вернуться назад