ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Enter Speculative Realism

Enter Speculative Realism


24 января 2014

В отличие от остальных наук, философия, или «поле философии», структурируется так, что «философия в целом», или «сама философия», не исчерпывается перечислением или сложением всех ее направлений, дисциплин, школ и т. п. Скажем, столкнувшись со множеством специалистов в биологии (молекулярными биологами, биохимиками, зоологами и т. д.), бессмысленно спрашивать «А кто же у вас занимается самой биологией?»: наука в точности равна сумме своих компонентов, хотя некоторые из них претендуют на бóльшую фундаментальность, чем другие, — может наблюдаться определенный исторический дрейф значений и «передовых исследований», отдельная часть может выступать «основанием» для всех остальных, однако в любом случае «часть» не может выступать репрезентацией сущности всей сферы знания в целом. Нет особой части биологии или химии, которая была бы самой биологией или химией. В философии ситуация совершенно иная (и именно поэтому она структурно не является «наукой»): «сама философия» не только не равна сумме частей, но даже и не «больше их», то есть она не является всего лишь «эмерджентным свойством», возникающим при сложении различных способов и языков философствования. Чтобы «философское поле» оставалось философским, нужна определенная часть, возможно малозаметная или маргинальная, которая представляла бы «собственно философию», не просто «передний край», а «ее саму». Должно быть что-то в самом поле философии, на что можно было бы указать пальцем и сказать: «Да, это философия», не принимая при этом в расчет все многообразие философских языков и методов. То есть нужна невозможная часть, которая в пространстве специализаций выступала бы, по сути, без квалификации, видового отличия, тематической специализации, то есть «без лица», являясь абстрактной репрезентацией самой сущности философского мышления, тем, что узнается в качестве «ее самой». Такой «репрезентант целого» находится, разумеется, в двусмысленном положении: он всегда претенциозен, и на него всегда возлагаются избыточные надежды как на источник нового перераспределения собственно «философских наук». Его место, по сути, всегда вакантно и всегда уже занято, например, «критическим» мейнстримом, который, однако, не может убедительно «закрыть» эту вакансию, отменить ее пустоту.


Вернуться назад