ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > «Плазма в себе»: между онтологией и эпистемологией

Дмитрий Вяткин
«Плазма в себе»: между онтологией и эпистемологией


12 сентября 2017

Независимый исследователь, издатель, Hyle Press
Адрес: 614000, Пермь, ул. Петропавловская, 87–216
E-mail: hylepress@gmail.com

 

В статье на материале текстов и дискуссий вокруг Бруно Латура и Грэма Хармана рассматривается связь между проблемой отношений, которых, как выясняется, всегда недостаточно для производства изменений, и проблемой объектов, которые всегда избыточны для их производства. И Латур, и Харман, каждый по-своему, решают эти проблемы, но побочным продуктом решений оказывается выделение особых остатков, которые не могут быть до конца присвоены их теориями и которые — и у первого, и у второго — получают имя плазмы. В фокусе анализа находится прояснение динамики этих онтологических и эпистемологических остатков. Исходя из указанной динамики, автор отмечает, что объектно-ориентированная философия Хармана, так же как и акторно-сетевая теория Латура, оказывается нечувствительна к реальному распределению объектов и отношений. Подтверждением данному тезису служит появление в теории объектов Хармана плазмы как эпистемологического остатка, призванного сбалансировать избыточность объектов (тогда как в акторно-сетевой теории Латура плазма выступает в качестве онтологического остатка, балансирующего недостаточность отношений). Но подобные балансировки на деле оборачиваются лишь новыми разбалансировками. Проблема, следовательно, в том, что за фасадом «гладко» функционирующих объектных (Харман) и реляционных (Латур) машин скрывается «теневая экономика», обеспечивающая их бесперебойную работу путем незаконной возгонки объектов в отношения, а отношений — в объекты. Нужно поэтому перейти к более прозрачному и справедливому принципу распределения, где наряду с объектами и отношениями учитывались бы такие отношения, которые существеннее определенных объектов, и такие объекты, которые существеннее определенных отношений.

 

“PLASMA IN ITSELF”: BETWEEN ONTOLOGY AND EPISTEMOLOGY

Dmitry Vyatkin
Independent researcher, publisher, hylepress@gmail.com
Hyle Press, 87 Petropavlovskaya str.,
apt 216, Perm 614000, Russia

This article, based on texts and discussions concerning works of Bruno Latour and Graham Harman, examines the link between the problem of relations, which are never sufficient for changes to be made, and the problem of objects, which are always excessive for changes to be made. Both Latour and Harman solve these problems in their own ways; however, their solutions produce some byproducts in the form of special residues that cannot be fully assigned by their theories; both the authors name them “plasma.” This study focuses on clarifying the dynamics of such ontological and epistemological residues. It should be noted that based on these dynamics, Harman’s object-oriented philosophy, as well as Latour’s actor-network theory, turn out to be insensitive to the actual distribution of objects and relations, and this fact is proven by the introduction of plasma as an epistemological residue, which called to balance the redundancy of objects in Harman’s theory of objects (whereas in the actor-network theory of Latour, plasma acts as an ontological balance, balancing the lack of relationship). But such balancing in fact turns into a new imbalance. The problem then is that behind the facade of “smoothly” functioning object (Harman) and relational (Latour) machines there’s hidden a “shadow economy” providing their smooth operation by illegal sublimation of objects to relationships, and relationships — into objects. It is therefore required to move on to a more transparent and equitable distribution principle to consider (along with objects and relations) relations which are more essential than certain objects, and objects which are more essential than certain relations.


Вернуться назад