ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Corpus vs Object. Онтология тел Жан-Люка Нанси как объектно-ориентированная

Георгий Коновалов
Corpus vs Object. Онтология тел Жан-Люка Нанси как объектно-ориентированная


12 сентября 2017

Магистрант, факультет социальных наук,
Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН)
Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, корп. 2
E-mail: dothesame1@gmail.com

В статье рассматривается онтология Жан-Люка Нанси. Автор начинает с истоков интеллектуальных интуиций французского философа: критики Канта и связи между литературой и философией. C точки зрения Нанси, никакой язык, в том числе и язык философии, не может достаточно ясно высказать нечто о мире. В зрелый период творчества Нанси тематизирует язык как точку доступа не только человека к вещам, но и вещей друг к другу. Особое внимание уделяется понятиям corpus (тело) и différance (различание). Следуя идее Жака Деррида, Нанси показывает, что сознание вовлечено в мир и является его частью в силу устройства самого языка. Для философа это означает, что сознание — такая же часть мира, как и все остальное. Разрабатывая понятие corpus, Нанси развивает эту идею, утверждая равенство всех вещей в мире (людей, ящериц, алмазов и т. д.). Это понятие описывает отношение между языком и вещами: все взаимодействует друг с другом в языке и через язык. Все имеет доступ к миру в равной степени, нет никакого привилегированного субъекта доступа. Автор показывает, как с помощью этих понятий Нанси противопоставляет свои идеи идеям Хайдеггера, то есть онтологии с привилегированной точкой доступа — человеком. Нанси уравнивает человека и вещи в философских правах, наделяет их равным онтологическим статусом. На этом основании проводится сравнение онтологии Нанси с объектно-ориентированной онтологией Грэма Хармана. В итоге обосновывается тезис об объектной ориентированности как характеристике онтологии Нанси.

 

CORPUS VS OBJECT:
JEAN-LUC NANCY’S ONTOLOGY OF BODIES AS OBJECT-ORIENTED

Georgy Konovalov
MA student, dothesame1@gmail.com
Faculty of Social Sciences, Moscow School of Social
and Economic Sciences (MSSES),
84 Vernadskogo ave., bldg 2, 119571 Moscow, Russia

The article examines the ontology of Jean-Luc Nancy. The author begins with the origins of Nancy’s intellectual intuition concerning the role of language, his critique of Kant, and his reflection on the relationship between literature and philosophy. There is no language, including the language of philosophy that can sufficiently express something about the world. Nancy describes language in his mature period of work not only as way to access things for humans, but also as a way in which things access each other. Particular attention is paid to concepts such as corpus (body) and différance. Following the ideas of Jacques Derrida, he shows that consciousness is involved in the world, and that it is part of the world because of the structure of the language itself. For Nancy, this means that consciousness is as much a part of the world as everything else. Elaborating on the concept of corpus, Nancy asserts that all things in the world (humans, lizards, diamonds, etc.) are equal. This concept of equality describes the relationship between language and things: everything interacts with everything else in language and through language. Everyone has access to the world equally; there is no privileged access. The author shows how Nancy juxtaposes his ideas to the ideas of Heidegger (the latter’s ontology presumes the human being as the preferred point of access). With the use of these concepts, Nancy equalizes things and humans in their philosophical status. Following from this, the author compares Nancy’s ontology with the object-oriented ontology of Graham Harman. Finally, the author substantiates the claim that Nancy’s ontology is an object-oriented ontology.


Вернуться назад