ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > «Наступает новое время, абсолютно пустое, голое, как поле, по которому мне некуда идти»

Гелий Коржев
«Наступает новое время, абсолютно пустое, голое, как поле, по которому мне некуда идти»


30 августа 2016

Интервью с Гелием Коржевым Беседовали: Мария Буланова, Александр Погорельский, Валерий Анашвили

 

Валерий Анашвили: Гелий Михайлович, в каких условиях происходило ваше становление как художника? Испытывали ли вы идеологическое давление?

Гелий Коржев: По радио «Свобода» часто приходится слышать: Советский Союз то, Советский Союз се, режим такой, режим сякой. А я вспоминаю свою жизнь — и словно я в другой стране жил, в которой, когда я только начинал свой путь в искусстве, цензуры не было. До своей первой выставки в 1954 году я работал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке [с 1958 года ВДНХ. — Прим. ред.], где изображения Сталина были в каждом павильоне. Потом я выставлялся почти каждый год — на всевозможных всесоюзных и республиканских выставках, сам ими руководил, но цензора ни разу не встретил. Говорят, что в СССР был железный кулак, но я его не видел.

В. А.: Но ведь остаточная память о том времени свидетельствует как минимум, что цензурировались темы и образы, разве нет?

Г. К.: Нет. Вообще цензура — и в смысле тем тоже — на художника не действовала, он был свободен взяться за любую: сидел у себя в каморке, делал, что хочет. Другое дело, что его «товар» могли потом не взять, не выставить, нигде не повесить. А запретить ему что-то делать — такого не было.


Вернуться назад