ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > Как совершать художественные действия при помощи слов

Павел Арсеньев
Как совершать художественные действия при помощи слов


30 августа 2016

Рецензия на:
Тьерри де Дюв. Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность.
М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. — 368 с.

Именно Марсель Дюшан является для рецензируемого автора наиболее симптоматичным феноменом человеческой культуры всех эпох. Начав с несколько разочаровывающего обращения к  психоаналитической фразеологии, Тьерри де Дюв вскоре дает понять, что его жест не имеет ничего общего с очередной попыткой описать генеалогию художественного изобретения через тривиальную сцену инцестуального рая. Его задача заключается в том, чтобы спроецировать саму эвристику метода Фрейда на историю искусства—с надеждой на  некоторые эпистемологические выгоды и готовностью отбросить строительные леса теоретического сопоставления, если параллель окажется устойчивой. Точно так же, как Фрейд полагал, что его собственное бессознательное (выраженное в желании доказать свою невиновность в сновидении об Ирме) прольет свет на феномен бессознательного вообще, де Дюв рассчитывает истолковать эпизод в артистической судьбе Дюшана как судьбоносный момент для живописи в целом


Вернуться назад