ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > Золотой век и «Железная гвардия»: к 30-й годовщине смерти Мирчи Элиаде

Александр Сегал
Золотой век и «Железная гвардия»: к 30-й годовщине смерти Мирчи Элиаде


15 октября 2017

Научный сотрудник, кафедра философии языка и коммуникации, философский

факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

(МГУ). Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский пр-т, 27, корп. 4. E-mail:

segal.alexander@gmail.com

Этот текст приурочен к 30-летию со дня смерти известного румынско-американского писателя и исследователя мифа, религий и первобытного (архаического) сознания Мирчи Элиаде. Принято считать, что Элиаде был чуть ли не родоначальником системных исследований в этих областях, что само по себе мало соответствует истине: достаточно сравнить его тексты с более ранними по времени написания работами, например, Джорджа Фрэзера, Люсьена Леви-Брюля и Владимира Проппа. Если же проследить историю этого исследователя, то многие его теоретические парадигмы предстанут в ином свете — непривычном для потребителя популярноого нонфикшна. Автор статьи, затронув историю становления Элиаде как исследователя и как идеолога, проводит параллели между его общественной и научной позициями, демонстрируя их связь и зависимость второй от первой. Тщательно спланированная и исполненная смена позиций и проникновение в лагерь победителей не принесли Элиаде покоя: став знаменитым, он всю оставшуюся жизнь постоянно отслеживает публичную информацию, отбирает одни факты своей жизни, старательно скрывая при этом другие. Собственно, его философско-историческая концепция «страха перед историей» есть генерализованная личная позиция, а «настоящий дикарь», бегущий к плероматическому времени, — его рефлексивный автопортрет. Автор также показывает, что архаика, адептом которой выступал Элиаде, сегодня как нельзя лучше ложится на почву обыденного сознания и идеально соответствует инструментарию так называемого вики-знания — технологии формирования контента случайным множеством авторов в режиме реального времени.

 

 

THE GOLDEN AGE AND THE IRON GUARD: IN MEMORY OF THE 30th

DEATH ANNIVERSARY OF MIRCEA ELIADE

Alexander Segal. Researcher, Department of Philosophy of Language and

Communication, Faculty of Philosophy, segal.alexander@gmail.com.

Lomonosov Moscow State University (MSU). Address: 27 Lomonosovsky ave.,

Bldg 4, GSP-1, 119991 Moscow, Russia.

 

This text is dedicated to the 30th publication anniversary of the first Russian translation of the famous Romanian-American writer and scholar of myth, religions, and primitive (archaic) consciousness, Mircea Eliade. Although Eliade is considered to almost be the founder of systems research in these areas, this is not quite true. In order to disprove that assertion one only has to compare his texts to earlier works of scholars such as George Frazer, Lucien Lévy-Bruhl, and Vladimir Propp. If we were to trace the history of this scholar, many of his theoretical paradigms would appear in a new and unfamiliar light to readers of popular non-fiction literature. The author, having touched upon the history of the formation of Eliade as a researcher and as an ideologue, draws parallels between Eliade’s public and scientific views, showing their relationship and how the latter is determined by the former. The carefully planned and executed repositioning and the subsequent infiltration of the victor’s camp did not bring Eliade any peace: having become famous, he continually monitored public information for the rest of his life, singling out certain facts of his life whilst carefully hiding others. In fact, his philosophical and historical conception of the “fear of history” is a generalization of his personal attitude, and the “real savage” running to “pleromatic time” is his reflexive self-portrait. Furthermore, the author shows that nowadays the archaic, of which Eliade was a zealous disciple, perfectly fits into the conception of ordinary consciousness, and ideally matches the theoretical toolset of the so-called “wiki-knowledge” — the technology of real-time content generation by random authors.


Вернуться назад