ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > Mechanica finalis и философия неофинализма Раймона Рюйе

Игорь Красавин
Mechanica finalis и философия неофинализма Раймона Рюйе


12 ноября 2020

Доцент, кафедра социальной философии,
Уральский федеральный университет (УрФУ).
Адрес: 620083, Екатеринбург, пр-т Ленина, 51.
E-mail: krasavin.i@gmail.com

В статье представлена философия неофинализма Раймона Рюйе, предлагающая оригинальное прочтение теории целевой причины, согласуемой с данными естественных наук о природе. В отличие от классической версии causa finalis, неофинализм делает акцент не на готовой форме объекта, а на процессе целенаправленного поиска форм его реализации. Целевая причина раскрывается в качестве бессубъектного сознания, реализуемого в виде качественной оценки, оказывающей влияние на поведение объектов. Рюйе называет это первичное сознание «абсолютным обзором», или внешним контуром сознания. Его вторичной версией является внутренний контур, или сознание интенциональных объектов. Финалистская деятельность реализуется посредством механической последовательности, и результатом финализма является существо, а результатом механики — агрегат. На метауровне механика и финальность совмещаются в деятельности транс-спатиальных и транс-индивидуальных форм, которые собирают структурные решения локальных процессов. Сознание перестает быть «сознанием о чем-то», оно само становится «чем-то», тем, что в докритической философии называли «мысленным бытием». Работы Рюйе оказали большое влияние на философию Жиля Делёза и вместе с творчеством Габриэля Тарда, Альфреда Нортона Уайтхеда, Анри Бергсона и Жильбера Симондона образуют традицию толкования множественной и сложной природы реальности. Рюйе были предложены или развиты такие понятия делезианского словаря, как молярность и молекулярность, сборка, виртуальное, трансверсальность, трансдукция, трансиндивидуальность и трансспатиальность. В статье дан очерк работ Рюйе и представлена его основополагающая работа «Неофинализм» вместе с комментариями и сравнениями со взглядами Платона, Бергсона, Симондона, Делёза, Дэниела Деннета и Антонио Дамасио.


Вернуться назад