ИНТЕЛРОС > №4, 2021 > Чесать марксистскую традицию против шерсти

Витторио Морфино
Чесать марксистскую традицию против шерсти


15 декабря 2021

Витторио Морфино
Профессор истории философии,
отделение подготовки учителей гуманитарных дисциплин им. Рикардо Масса,
Миланский университет Бикокка (UNIMIB).
Адрес: 1 Piazza dell’Ateneo Nuovo, 20126 Milan, Italy
E-mail: vittorio.morfino@unimib.it

 

Автор статьи разрабатывает концепцию множественной темпоральности как инструмент переосмысления марксистской традиции. Эта концепция эксплицитно не была сформулирована самим Марксом, однако, по убеждению автора, мы можем найти ее подспудное присутствие в тех работах Маркса, где линейная и стадиальная модель исторического развития обнаруживает свою неадекватность. Автор демонстрирует следы этой концепции в «Критике гегелевской философии права», где Маркс рассуждает о современности немецкой философии и об анахроничности германского государства. Автор показывает возрастающее влияние этой концепции в серии работ, начиная с «Манифеста коммунистической партии» и заканчивая «Восемнадцатым брюмера Луи Бонапарта». Однако наиболее заметное ее присутствие он находит в двух поздних текстах Маркса, посвященных феномену русской сельской общины. Маркс отмечает беспрецедентный исторический характер последней: будучи продуктом докапиталистических социальных отношений, она тем не менее современна капитализму и потому не столько тормозит его развитие в России, сколько содержит в себе тот тип коллективного труда и коллективной собственности, который представляет собой альтернативу ему. Будущая революция, по мысли Маркса, если она произойдет в «надлежащее время», должна обеспечить свободное развитие сельской общины и превосходство русского общества над теми странами, в которых господствует капитализм. Автор анализирует работы тех последователей Маркса, которые уже осознанно используют в своих работах понятие и фигуры множественной темпоральности. Речь идет об Эрнесте Блохе, Антонио Грамши и Луи Альтюссере. В заключение подчеркивается, что смысл концепции множественной темпоральности состоит не в том, чтобы опровергнуть идею непрерывного хода истории, но, скорее, в том, чтобы осознать его сложный и контингентный характер.


Вернуться назад