ИНТЕЛРОС > №4, 2021 > Трансформация исторического времени: процессуальные и событийные темпоральности

Золтан Болдижар Симон
Трансформация исторического времени: процессуальные и событийные темпоральности


15 декабря 2021

Золтан Болдижар Симон
Доцент, факультет гуманитарных наук,
Институт истории, Лейденский университет;
научный сотрудник, кафедра истории,
факультет истории, философии и теологии,
Билефельдский университет.
Адрес: Postfach 10 01 31, 33501 Bielefeld, Germany
E-mail: zoltanbsimon@uni-bielefeld.de

 

Автор статьи ставит перед собой две взаимосвязанные задачи: оправдать философию истории как интеллектуальное предприятие эпохи модерна, призванное находить положительный смысл в переменах, которые происходили с человечеством в его движении из прошлого навстречу будущему, чья состоятельность была подорвана катастрофами XX века, и предложить новую концепцию исторической темпоральности взамен той, «процессуальной», что была в прошлом веке дискредитирована. Автор заявляет, что сегодня мы переживаем период, аналогичный «седловому времени», описанному в работах Райнхарта Козеллека (применительно к 1750–1850 годам). Различие между тем периодом и нынешним состоит в том, что на смену установившейся тогда «процессуальной» темпоральности приходит так называемая событийная темпоральность, объяснить устройство которой и призвана статья. В структуре событийной темпоральности ключевую роль играет будущее время. Здесь оно уже не обозначает перспективу, в направлении которой осуществляются исторические перемены, но выступает синонимом перемен как таковых, настолько радикальных, что на кон ставится дальнейшее существование человечества в прежних экологических, биологических и физиологических границах. Автор иллюстрирует эти перемены примерами из биоинженерии, искусственного интеллекта, антропогенных климатическим изменениям и т. п. Ожидания этих перемен могут питать чьи-то самые смелые надежды и фантазии, равно как и внушать самые мрачные страхи и опасения, быть одновременно утопичными и дистопичными. Но в любом случае сами эти перемены, по мысли автора, никак не детерминированы предшествующим ходом истории. Будущее, на которое они указывают, подрывает непрерывность человеческого опыта, поскольку совершенно не зависит от прошлого.


Вернуться назад