ИНТЕЛРОС > №5, 2015 > Большой стиль Сталина: Gesamtkunstwerk als Industriepalast

Модест Колеров
Большой стиль Сталина: Gesamtkunstwerk als Industriepalast


27 сентября 2016

Кандидат исторических наук,
главный 
редактор информационного агентства Regnum
Адрес: 119072, Москва, Берсеневский пер., д. 2, стр. 1
E-mail: 
kolerovm@yandex.ru

Центральные тезисы этой статьи были оглашены в виде доклада на международной конференции в Архиве Сербии в Белграде 27–28 ноября 2013 года «Наследие социализма: архитектура, урбанизм и искусство», организованной Мирославом Йовановичем (1962– 2014). Те дни стали временем наших последних встреч с М. Йовановичем. Его памяти я и посвящаю эту статью.

СССР эпохи Сталина (1920–1950‑е годы) как «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk), отражающего тоталитарные претензии коммунизма и в то же самое время — всеохватные амбиции русского и советского авангардных течений, которые принимали активное участие в формировании культурной политики большевиков и советской власти. Автор предлагает исследовать подобного рода истолкование, которое, в частности, было выдвинуто почти два десятилетия назад Борисом Гройсом, в контексте генезиса авангарда и модерна, начиная с первых доктрин модерной тотальности у Рихарда Вагнера (в концепции «синтетического искусства»), в архитектуре модерна и практике индустриализма. Он выдвигает гипотезу, что интерпретация Гройса во многом основывается на трудах Ханса Зедльмайра, пускай и расходится с ними в некоторых существенных аспектах (чему он уделяет особое внимание). Обращаясь в целях прояснения к зедльмайровской теории «утраты середины», автор надеется придать интерпретации не только публицистическое, но и историческое в строгом смысле этого слова измерение. В таком контексте образом тотальности становится фабрика, которая рассматривается им как историческая форма реализации культурного мифа Вавилонской башни. По мнению автора, данный образ помогает понять искусство эпохи Сталина и сталинизм в целом в качестве частного случая западного индустриализма и индустриальной тотальности.

 

Stalin’s Grand Style. Gesamtkunstwerk als Industriepalast

Modest Kolerov.

PhD in History, Editorin-Chief
of the Regnum news agency
Address: 2 Bersenevsky Lane, Bldg. 1,
119072 Moscow, Russia
E-mail: kolerovm@ yandex.ru

This article addresses one of the most reputable interpretations of Soviet Stalinist culture as “total work of art” (Gesamtkunstwerk), which reflects the totalitarian pretensions of communism and at the same time covers the all-encompassing ambitions of Russian and Soviet avantgarde movements with their close involvement in shaping the cultural policy of the Bolsheviks and the Soviet regime. The author proposes to examine this interpretation (which was offered almost two decades ago by Boris Groys) in the context of the genesis of avantgarde and modernity, starting from the first doctrines of modern totality in Richard Wagner (the conception of “synthetic art”), in modern architecture and in the practices of industrialization. According to his hypothesis, Groys’ interpretation is based to a large extent on the works of Hans Sedlmayr, although it diverges from them in some crucial aspects (to which special attention is paid). Appealing to Sedlmayr’s theory of “the loss of the center,” the author attempts to give a historical (as opoosed to a publicist or a journalistic) dimension to the interpretation in his consideration. In this context, the Factory becomes primary image of totality, as a form of realisation in history of the cultural myth that concerns the Tower of Babel. This image helps us to understand the art of Stalin’s era and Stalinism en bloc as a particular case of industrialism and industrial totality in the West.


Вернуться назад