ИНТЕЛРОС > ло№5, 2021 > Мир как басня, история, картина, театр: значение и смысл понятия fable в философии Рене Декарта

Сергей Фокин
Мир как басня, история, картина, театр: значение и смысл понятия fable в философии Рене Декарта


27 января 2022

Сергей Фокин
Научный руководитель,
кафедра романо-германской филологии и перевода,
гуманитарный факультет,
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет (СПбГЭУ).
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, Москательный пер., 4.
E-mail: serge.fokine@yandex.ru

 

Статья представляет собой опыт истолкования одного из самых сложных понятий в мысли и письме Рене Декарта — речь идет о лексеме fable. В работе устанавливается, что fable представляет собой тип текста, соединяющий в себе посредством фигуры рассказчика и письма от первого лица литературное произведение, научное рассуждение и философское нравоучение. Мир вырисовывается в мысли Декарта в четырех видах. Во-первых, речь идет о мире, сотворенном Богом и воссозданном философом в книге. Во-вторых, мир — это сама книга мира, образ которой столь дорог Декарту, что он называет его не иначе, как «Мой мир». Откуда следует третье значение понятия «мир» в мысли Декарта: речь идет о светской жизни, о сообществе ученых мужей и ученых жен. За тремя представленными мирами скрывается внутренний мир философа: о нем рассказывают письма мыслителя, через которые он сообщался с ближними и дальними, с единомышленниками и прекословщиками. В письмах перед нами открывается странный, причудливый, иногда фантасмагорический внутренний мир философа. В них перед нами вырисовывается Декарт в виде светского, публичного, под конец жизни придворного философа: его общества ищут ученые жены, в том числе венценосные, его ближний круг состоит из завзятых вольнодумцев, которых в свете или памфлетах того времени называют либертинцами, образ его жизни вызывает нарекания богословов и педантов.


Вернуться назад