ИНТЕЛРОС > №6, 2013 > Руссо — антрополог господства

Стефан Корбен
Руссо — антрополог господства


15 апреля 2014

Стефан Корбен. Лаборатория социоантропологического
анализа рисков Университета Кан, Нижняя Нормандия.
Адрес: Esplanade de la Paix, 14000 Caen, France
.

Автор статьи доказывает, что теория общественного договора отражает стремление Ж.-Ж. Руссо к преодолению истории, к крутому изменению вектора человеческого развития. История для Руссо связана с решительным распространением господства, то есть с утверждением частных интересов. Его выдающаяся оригинальность — в попытке мыслить политику, отказавшись от утверждаемой всей предшествующей историей схемы господства. Сила утопической проекции «общественного договора» выразилась в радикальном изменении взгляда на господство: оно уже не понималось как непременный «факт» или политическая норма истории, но, скорее, как тенденция к вырождению и состояние незаконности. Генеалогия господства, разработанная Руссо, представляет собой сопротивление финализму и исторической телеологии. Общество будущего — не следствие неумолимого прогресса, но возможный счастливый случай.

ROUSSEAU: Anthropologist of Domination

Stéphane Corbin. Université de Caen,
Laboratoire d’analyse socio-anthropologique du risque.
Address: Esplanade de la Paix, 14000 Caen, France.

The author argues that Social Contract Theory reflects an intention of Jean- Jacques Rousseau to overcome history and to change the direction of human development dramatically. For Rousseau, history was associated with a vigorous spread of domination, i. e. of the pursuit personal interests. His exceptional originality consists in an attempt to conceptualize politics by breaking away from the scheme of domination proclaimed by all previous history. The power of the “Social Contract” utopian projection manifests itself in a radical shift in the perception of domination: it is no longer regarded as an indispensable “fact,” nor as a political norm of history, but rather as a tendency towards degeneracy and towards a state of illegality. The genealogy of dominance elaborated by Rousseau represents resistance to finalism and to historical teleology. The society of the future is not the outcome of continuous progress, but rather a lucky side-effect.


Вернуться назад