ИНТЕЛРОС > №6, 2015 > Сила воли или сила обстоятельств? Луи Антуан Сен-Жюст и архетипы мировоззрения революционера

Мария Уварова
Сила воли или сила обстоятельств? Луи Антуан Сен-Жюст и архетипы мировоззрения революционера


17 ноября 2016

Кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
и географии зарубежных стран
Московского государственного
лингвистического университета
Адрес: 119034, Москва, ул. Остоженка, 36.
E-mail: uvarovamaria82@gmail.com

В статье рассматривается проблема архетипов сознания революционера. Французская революция стала явлением не только социально-политического, но и нравственного и идеологического порядка; она сформировала новый тип человека с новым образом мышления. В качестве примера такого мышления взят Луи Антуан Сен-Жюст, один из выдающихся деятелей эпохи террора. Ранее в историографии он не рассматривался как архетип революционера — и отечественная, и французская исторические школы предпочитали сосредоточиться на его политической идеологии, которая на самом деле представляет собой всего лишь переосмысление парадигмы Просвещения. Однако автор полагает, что гораздо более продуктивным и далекоидущим с точки зрения историко-философского анализа будет изучение именно феномена зарождения революционного мышления, формирования психологического типа революционера на основе примера Сен-Жюста. Этот архетип может быть распространен и на деятелей революции последующих эпох — не случайно в одном из разделов статьи автор проводит сравнение идей и риторики Сен-Жюста и знаменитого «Катехизиса революционера» Сергея Нечаева. В выступлениях и трактатах Сен-Жюста отражены нравственные ориентиры революционера, его представления о личных и социальных добродетелях и идеалах, его проект нового общества, в котором ведущая роль отводилась личностным качествам индивида, оказывающим воздействие на его политическое поведение. Особенностью мышления революционера является поляризация мира, его деление на врага республики и верного гражданина, отрицание компромисса и нацеленность на будущее. Отмечены такие стереотипы революционной логики, как создание и пропаганда образа врага, понятие о диктатуре справедливости, особое понимание снисходительности не как акта милосердия, а как преступления, цель которого — оправдание врага республики. Сен-Жюст сформировал ясный и прагматичный план переустройства общества и обозначил поведенческие и нравственные черты индивида, которые должны доминировать в этом обществе.

 

Power of Will or Power of Circumstances?
Louis Antoine de Saint-Just and an Archetypes of a Revolutionary’s Mindset

Maria Uvarova
PhD in History, Associate Professor
at the Department of History
and Geography of Foreign States
of the Moscow State Linguistic University
Address: 36 Ostozhenka str., 119034 Moscow, Russia
E-mail: uvarovamaria82@ gmail.com

The article focuses on the problem of archetypes of a revolutionary’s mind. The French Revolution became a phenomenon concerning not only socio-political structures, but also moral values and ideas. It formed a new type of individual and new ways of thinking. Louis Antoine Saint-Just, one of the most prominent revolutionary leaders, has been chosen as an example of such thinking. Neither Russian nor French histriography schools have considered him to be a revolutionary archetype, perferring instead to concentrate on his political ideas, which followed the general paradigm of the Enlightenment. The author argues that it would be much more fruitful to study the phenomenon of a revolutionary’s thought based on historical and philosophical analysis, and to analyze a revolutionary’s psychological «type» on the basis of the example of Saint-Just. Such an archetype may be applied to the revolutionaries of the following epochs. The author poiunts out that the ideas of Saint-Just can be compared to Sergey Nechaev’s famed “Revolutionary’s catechism.” His speeches and treatises reflect a revolutionary’s moral foundations, his views of individual and social virtues and ideals, his vision of a new society in which an individual’s moral characteristics play the leading role and where morality influences his political behaviour. The peculiarity of a revolutionary’s thinking is the polarization of reality, dividing it into an enemy and a devoted citizen, the denial of any compromise and looking towards the future. The author stresses that such stereotypes of a revolutionary’s logic are the creation of the image of a foe, the notion of the dictatorship of justice, a peculiar vision of indulgence not as an act of compassion, but as a crime aimed to excuse a traitor of the republic. Saint- Just formed a clear and pragmatic plan for the conversion of society and defined the behavioral and moral traits of the type of individual that should dominate this society.


Вернуться назад