ИНТЕЛРОС > №6, 2015 > Демократия и слушание

Гидеон Калдер
Демократия и слушание


18 ноября 2016

Доктор философии, профессор социальной этики
Центра социальной политики Университета Южного Уэльса.
Адрес: Llantwit Rd, Treforest, Pontypridd,
Mid Glamorgan CF37 1DL, UK.
E-mail: gideon.calder@southwales.ac.uk

Демократические теории активно используют понятие говорения — включения определенных голосов в процесс беспристрастного принятия решений. Однако природе и роли слушания в дискуссиях о демократии отводится крайне мало места, а часто они и вовсе не рассматриваются. Автор статьи пытается разобраться в возможных причинах такого положения дел, являющегося серьезным недостатком ведущей политической теории. Проблематика слушания представляется важной для всех моделей демократии, так как в центре их внимания лежит вопрос о том, каким образом разнообразные голоса влияют на принимаемые решения. Прежде всего это касается делиберативных теорий, главными чертами которых являются рефлексивность и партисипация (соучастие). Опираясь на работы Аласдера Макинтайра и Джона Драйзека, автор с разных сторон освещает центральное значение слушания для демократии. Первый раздел статьи посвящен предварительным рассуждениям о недостатке внимания к слушанию в теоретических работах, а также о первостепенном значении слушания в политических практиках. Во втором разделе подробнее объясняется игнорирование слушания в демократической теории, а в третьем — представлен авторский взгляд на возможные причины пренебрежения слушанием. В последнем разделе анализируются отношения между партисипацией, делиберацией и инклюзией в демократический процесс тех, кто лишен своего голоса. В заключении формулируется вывод об удачной с этой точки зрения модели «дискурсивной демократии» Драйзека, позволяющей вписать значимость слушания в соответствующее ему нормативное пространство.

 

Democracy and Listening

Gideon Calder.
PhD in Philosophy, Professor of Social Ethics
at the Centre for Social Policy
of the University of South Wales.
Address: Llantwit Rd, Treforest, Pontypridd,
Mid Glamorgan CF37 1DL, UK.
E-mail: gideon.calder@southwales. ac.uk.

Theories of democracy deal extensively with speech, e. g. with the inclusion of appropriate voices, and their inclusion in a just decision-making process. Yet analysis of the nature and role of listening is noticeably scarce in such discussions, and often altogether absent. This article considers possible sources of this deficit, and argues that it represents a serious shortcoming in mainstream political theory. This applies to all models of democracy, in so far as they are concerned with how different voices contribute to the making of decisions— especially in the case of deliberative accounts, prioritizing the value of reflexivity and participation. Drawing from the work of Alasdair MacIntyre and John Dryzek, among others, the author considers various aspects of the centrality of listening to democracy, and suggest that Dryzek’s “discursive democracy” is particularly well-placed among contemporary accounts both to accommodate the significance of listening and allow it due normative space. The first section of the article offers some preliminary reflections both on the absence of listening from such theory. The second section is dedicated to a discussion of why it is so curious that listening is neglected in democratic theory. In the third section, possible reasons for this neglect are outlined. The author then considers the relationship between participation, deliberation, and inclusion in democratic processes of those without “a voice of their own,” to use MacIntyre’s terms.


Вернуться назад