ИНТЕЛРОС > №6, 2019 > Схоластика для инстаграма: к цифровой антропологии современности

Денис Гвоздиков
Схоластика для инстаграма: к цифровой антропологии современности


10 мая 2020
Ассистент, кафедра культурной антропологии и этнической социологии, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Адрес: 191160, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3. E-mail: den-gvozdikov@yandex.ru.

 

Аннотация:
Статья предлагает язык описания явлений, существующие подходы к формализации которых представляются автору неубедительными. Отталкиваясь от теорий систем и социального действия, он показывает, как образы и мотивы цифрового мира вращаются вокруг идеи индивидуализированного субъекта. Парадоксальным образом тиражирование, отбор и воспроизводство атомарных образов виртуального мира необходимы для воплощения идеи уникального «я» - основы нашей культурной модели личности. Данная модель не только психологична, но и культурна, то есть проявляется в институционализированных практиках, имеет символическую структуру, образность, идеологию и закрепляется в праксисе. Однако логика оперирования с чужим и своим, реплицированным и аутентичным, внешними внутренним - когда источник внутренних жизненных сил присваивается извне - отсылает нас к антропологии, обнаруживающей схожую схему на широком этнографическом материале. По этой причине автор склонен обратиться скорее к антропологическим моделям, чем к чистому структуралистскому анализу, привычному многим читателям. Цель статьи - показать, каким образом базовая культурная модель западной концепции self проявляется в современном праксисе тиражирования «виртуального». Эта задача решается как contradictio in contrarium в форме наглядного социологического описания того, как обезличенная система социального действия формирует собственную среду и структурирует поведение внутри и за пределами онлайн-коммуникации через механизм положительной обратной связи. Однако если аутентичный субъект полностью состоит из тиражированных элементов, то где оказывается он сам? Изнутри схемы этот вопрос не имеет ответа. Позиция автора состоит в том, что сама реализация схемы через систему действий воплощает базовые представления о том, что источник индивидуальной уникальности оказывается вне самого субъекта. А значит, смущающие многих копирование и тиражирование выступают логичным воплощением нашей модели «я», а вовсе не «виртуальным» растворением и подменой «аутентичного» цифровой версией.

Вернуться назад