ИНТЕЛРОС > №6, 2016 > Под взглядом Другого: селфи сквозь призму лакановского психоанализа

Дмитрий Узланер
Под взглядом Другого: селфи сквозь призму лакановского психоанализа


19 марта 2017

Главный редактор журнала «Государство, религия,
церковь в России и за рубежом»,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
(РАНХиГС); научный сотрудник,
Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН)
Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1
E-mail: religion@rane.ru

Статья посвящена осмыслению феномена селфи. Автора интересует, что феномен селфи способен рассказать о человеческом субъекте и его устройстве. В качестве точки опоры используется психоаналитическая теория субъекта Жака Лакана, в частности его размышления о взгляде (le regard) и о том, какую роль взгляд играет в процессе конституирования человеческой субъективности. Вместо анализа массива фотографий автор берет одно конкретное «зеркальное селфи» и последовательно разбирает разные аспекты взгляда применительно к нему: взгляд как то, что конституирует и удостоверяет идентичность субъекта (этот аспект взгляда иллюстрируется лакановской конструкцией двойного зеркала, которая структурно напоминает селфи); идеологическое измерение взгляда и «идеологическое оглядывание», вписывающее субъекта в Большого Другого; взгляд как объект-причина желания (этот аспект объясняет, почему люди не удовлетворяются одной фотографией, но превращают селфи в бесконечный поток самопредъявления); невыносимая неизбежность взгляда и попытки взять взгляд под свой контроль (селфи рассматривается как попытка усмирения взгляда Другого, его «одомашнивания»); монструозное Реальное измерение взгляда (здесь речь идет о феномене shaming’a и других примерах травмирующего столкновения со взглядом Другого). Это травматическое измерение свидетельствует о том, что никакое «одомашнивание» взгляда невозможно. В заключение делается вывод о том, что новые технологии, в частности те возможности саморепрезентации, которые они предоставляют, не искажают природу человека, но, напротив, лишь резче ее оттеняют.

 

UNDER THE OTHER’S GAZE: THE SELFIE THROUGH
THE LENS OF LACANIAN PSYCHOANALYSIS

Dmitry Uzlaner
Editor-in-Chief, “State, Religion and Church” Journal,
Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA);
Research Fellow, Moscow School of Social and Economic Sciences (MSSES)
Address: 82 Vernadskogo ave., Bldg 1, 119571 Moscow, Russia
E-mail: religion@rane.ru

This essay is an interpretation of the phenomenon of the selfie. The author considers what the phenomenon of the selfie says about the constitution of the human subject. Jacques Lacan’s psychoanalytic theory of the subject is used as a fulcrum to investigate, in particular, his reflections on the gaze (le regard) and the role it plays in the process of constituting human subjectivity. The author takes one specific “mirror selfie” and consistently examines various aspects of the gaze in relation to it: the gaze as it constitutes and verifies the identity of the subject — this aspect is explained with the help of Lacan’s “double-mirror device,” which structurally is very similar to selfie; the ideological dimension of the gaze and “visual interpellation,” which installs the subject into the big Other; the gaze as the objectcause of desire — this aspect explains why one is not satisfied with a single selfie and turns this practice into a constant cyclical pattern; the unbearable inevitability of the gaze and of the attempt to take control of it — the selfie is considered as an attempt to tame the gaze of the Other, to gentrify it; the monstrous Real dimension of the gaze — here one can find analysis of shaming and other cases of traumatic encounters with the gaze of the Other. This traumatic dimension demonstrates that taming of the gaze is something that is doomed to ultimately fail. The author concludes that new technologies, and in particular the new possibilities of self-representation they provide, do not distort the nature of man, but, on the contrary, only reveal it with greater clarity.


Вернуться назад