ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Абстракция и утопия в раннем немецком идеализме

Дэниел Уистлер
Абстракция и утопия в раннем немецком идеализме


02 марта 2017

Старший преподаватель, факультет философии
Ливерпульский университет
Адрес: Mulberry Court, Mulberry Str.,
L69 7ZY Liverpool, UK
E-mail: daniel.whistler@liverpool.ac.uk

Данная статья стала результатом внимательного прочтения первых пяти положений шеллинговского «Изображения моей системы философии» 1801 года. Как берется показать автор, изложенные в рассматриваемом тексте положения необычны и важны тем, что описывают и в то же время создают особое идеальное пространство, определяемое атетической логикой. Задача первых пяти положений «Изображения» состоит в том, чтобы переместить читателя вовне пространства и времени, по ту сторону утверждения и отрицания в своего рода нейтрализованную утопию, задаваемую лишь тремя функциями: абстракцией, логическим следованием и определением. Эта задача рассматривается автором в контексте представлений об абстракции в немецком идеализме — гегелевской критики абстрактно-особенного и самого метода абстракции, с одной стороны, и попытки понять абстракцию как точку отсчета для философии у Фихте и раннего Шеллинга — с другой. Это, в свою очередь, приводит автора к вопросу о том, как вообще должен выглядеть философский текст, практикующий абстракцию и конструирование (в отличие от дедукции, логического вывода или объяснения). Опираясь на раннюю работу Луи Марена об утопии, он характеризует такой текст как утопический. Тем самым он утверждает важность и обоснованность альтернативной, недиалектической и негегелевской традиции в раннем немецком идеализме, кульминацией которой и являются первые страницы шеллинговского «Изображения» 1801 года.

 

ABSTRACTION AND UTOPIA IN EARLY GERMAN IDEALISM

Daniel Whistler
Senior Lecturer, Philosophy Department,
Liverpool University
Address: Mulberry Court, Mulberry Str.,
L69 7ZY Liverpool, UK
E-mail: daniel.whistler@liverpool.ac.uk

This paper is based on a close reading of the first five propositions of Schelling’s Darstellung meines Systems der Philosophie (1801). The author argues that what is distinctive and significant about these propositions is that they both describe and create an ideal space determined by an a-thetic logic. The first five propositions of the 1801 Darstellung are intended to transport the reader outside of time and space, outside of affirmation and negation, to a neutralised utopia defined by three functions alone: abstraction, entailment and definition.


Вернуться назад