ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Случайность, чистая случайность: контингентность в гегелевской логике

Эдриан Джонстон
Случайность, чистая случайность: контингентность в гегелевской логике


02 марта 2017

Профессор, факультет философии,
Университет Нью-Мексико
Адрес: 1 University of New Mexico,
87131 Albuquerque, NM, USA
E-mail: aojohns@unm.edu

Уже при жизни Гегеля возникли и переплелись между собой две полемические стратегии в отношении его философии, превратившиеся затем в постоянный рефрен его критики. Согласно первой из них философская система Гегеля основана на представлении о фундаментальной телеологической необходимости, ригидно определяющей устройство как природной, так и человеческой реальности. Согласно второй философия Гегеля — своего рода идеологически мотивированный панглоссианизм, выдающий реакционно-консервативный status quo за высшее общественно-историческое достижение Разума. Взятые вместе эти две связанны друг с другом критические характеристики по сути превращают гегелевскую Wissenschaft в посткантианскую версию лейбницевской теософии, утверждая, что Гегель, как и Лейбниц, опирается на некоторого рода необходимую телеологию, якобы гарантирующую претворение в действительность «лучшего из возможных миров». От позднего Шеллинга и Рудольфа Гайма до сегодняшнего дня бесчисленные критики повторяли и повторяют эти антигегелевские инвективы. Их и попытался опровергнуть автор данной статьи. В конечном счете обе эти линии критики гегелевской философии основываются на приписывании Гегелю определенной логики отношения между модальными категориями, согласно которой возможность главнее действительности, а необходимость диктует переход от первого (возможного) ко второму (действительному). На основании внимательного прочтения ключевых утверждений гегелевского учения о модальных категориях в его зрелой «Логике» автор показывает, что изображение его в качестве неолейбницианца — это по существу не имеющее под собой основания и интеллектуально несостоятельное извращение истины.

 

CONTINGENCY, PURE CONTINGENCY:
MODAL CATEGORIES IN HEGELIAN LOGIC

Adrian Johnston
Professor, Department of Philosophy,
University of New Mexico
Address: 1 University of New Mexico,
87131 Albuquerque, NM, USA
E-mail: aojohns@unm.edu

Beginning during G.W. F. Hegel’s own lifetime, two interlinked unsympathetic portraits of Hegel take shape and become enduring refrains in his critics’ complaints. According to the first of these, the Hegelian philosophical system posits a foundational teleological necessity that rigidly determines the constitution of both natural and human realities. The second critical portrayal of Hegel charges him with an ideologically pernicious Panglossianism dressing up a miserably conservative/reactionary status quo as the highest possible socio-historical realization of Reason itself. Taken together, these two connected criticisms amount to treating Hegelian Wissenschaft as a post-Kantian version of Leibniz’s theosophy, with the former, purportedly like the latter, appealing to a necessary teleology supposedly guaranteeing the actualization of “the best of all possible worlds.”


Вернуться назад