ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Знание дисциплинарное и/или дисциплинирующее: к проблеме преподавания семиотики

Ян Левченко
Знание дисциплинарное и/или дисциплинирующее: к проблеме преподавания семиотики


16 сентября 2012
Есть ли вообще такая проблема — преподавание семиотики? Как определенное научное мировоззрение, как метаязыковая парадигма, как совокупность подходов (или отходов) семиотика существует исключительно в предметной референции: она не может быть семиотикой как таковой, если только речь не идет о mathesis universalis Рамона Луллия, Готфрида Лейбница и других утопических проектах прошлого, предшествовавших появлению науки в ее современном дисциплинарном понимании. То есть семиотика без генитива — аналог методологии в терминах последователей Георгия Щедровицкого, то есть всеобщая теория мышления, принципиально не имеющая предметных границ и компенсирующая их отсутствие эзотерическим языком, замкнутым на себя. Семиотика переосмысляется в политико-институциональном ключе, намереваясь потеснить философию, поскольку лишается своего предмета.

Вернуться назад