ИНТЕЛРОС > апрель, 2015 > Развитие и неравенство: пространственный ракурс

Наталья ЗУБАРЕВИЧ
Развитие и неравенство: пространственный ракурс


11 июня 2015

Наталья Васильевна ЗУБАРЕВИЧ,

доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России

географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
директор региональной программы Независимого
института социальной политики

Мы публикуем стенограмму лекции известного специалиста по экономическому развитию регионов Натальи Зубаревич, прочитанной в Алматы, в конференц-зале отеля «Рахат Палас»в ноябре 2014 года, в рамках проекта «Беседы об экономике и не только», который проводится при поддержке Национального банка Республики Казахстан и Экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Эволюция теорий пространственного развития прошла долгий путь. Начиналось все с теорий и моделей, основанных на факторах расстояния и величины городов, близости к рынкам сбыта и местам добычи сырья. Это модель Тюнена, теория центральных мест Кристаллера, модели размещения промышленности Вебера. Они в чем-то близки к физическим моделям, т.к. основывались на величине объектов (их притягивающей силе) и расстоянии между ними. В 1950-60-е годы произошел сдвиг от простых физических моделей к более сложным. Появилась теория "кумулятивного эффекта" Мюрдаля, объясняющая концентрацию разных отраслей в тех или иных территориях. Упрощенно логика такая: если для другой отрасли размещение будет комфортным, возникает кумулятивный эффект в виде притягивания и других отраслей. Благодаря конкурентным преимуществам таких территорий естественно формируются точки роста. В теории Перру рассматривалась возможность искусственного создания "точек роста" путем размещения предприятий новых отраслей на менее развитых территориях, чтобы потом туда потянулись и другие производства. Эта теория использовалась властями разных стран для подъема отстающих территорий: на Сицилии построили нефтеперегонный завод, в Калабрии - металлургический комбинат, в те времена это были современные производства. Но кумулятивного эффекта не получилось. Оказалось, что трудно искусственно создать точку роста на территории, построив с помощью государства предприятие современной отрасли промышленности. Если у этой территории нет реальных конкурентных преимуществ, частный бизнес туда не приходит и кумулятивного эффекта не возникает. Это первый вывод


Вернуться назад