ИНТЕЛРОС > март 2014 г. > ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

Павел ТОЛСТЫХ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ


27 мая 2014

Глава из монографии «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». (2006) специалиста по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти и СМИ, консультанта Государственной Думы Павла Толстых. Монография призвана очертить практику лоббизма в России на примере Государственной Думы за прошедшие тринадцать лет. Особое внимание уделено — как следует из названия — практике лоббизма: технологиям продвижения интересов, теневым способам «давления», подробно разбираются кейсы — самые заметные лоббистские кампании за все время существования нижней палаты парламента.
В данной статье мы рассмотрим предмет лоббистской деятельности в Государственной Думе. Предмет лоббистской деятельности является одним из четырех элементов в предлагаемой мною методологии раскрытия такого сложного политического явления как лоббизм. Подход состоит из четырех элементов: оценивается субъект, предмет, объект и технологии лоббирования. Выделение субъектов лоббирования. На данной стадии анализируются основные субъекты лоббизма, то есть ключевые, организационно сформировавшиеся акторы, оказывающие давление на власть с целью принятия нужных для себя решений. Такими субъектами могут выступать отраслевые союзы и ассоциации, крупные бизнес организации, отдельные предприниматели или влиятельные в отрасли индивиды. Основное назначение данной части исследования состоит в четком выделении всех значимых «центров лоббистского давления». Выделение предмета лоббирования. Правильное выделение предмета лоббизма — является центральным и самым важным этапом в анализе о лоббирования. Фактически, предмет лоббизма — это то ради чего (та выгода или интерес) осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр.
Выделение объекта лоббирования. Объект лоббирования — это те политические площадки, на которых осуществляется лоббирование или те институты, от которых зависит принятие решений в пользу лоббиста. На данном этапе должны быть проанализированы как формальные зависимости (это достигается путем подробного изучения соответствующего законодательства, регламентов и пр.), так и неформальные


Вернуться назад