ИНТЕЛРОС > сентябрь, 2015 > Неопознанная культура Александр Неклесса
|
Александр Иванович Неклесса председатель Комиссии по социокультурным проблемам наук (РАН). Профессор кафедры геоэкономики ИНТЕЛРОС, член Совета Школы РЕПНОЕ Перейдя невидимый Рубикон, мы, наконец, вдохнули воздух нового века, вопрос лишь в масштабах перемен, а не в их наличии. Не думаю, однако, что суть происходящих на планете драматичных событий может быть исчерпывающе объяснена борьбой между хорошо известными идеологиями, религиями, цивилизациями; скорее, это столкновение с прорастающим сквозь плоть современного мира будущим, с непознанным пока Новым миром, противопоставившим себя уходящей в Лету культуре. На исторических подмостках кризису и нисхождению двухтысячелетней цивилизации, ее «немой борьбе» с безликими, неотчетливыми персонажами, противостоят попытка нового прочтения ее начал и одновременно – кристаллизация совсем иной системы ценностей. Кризис культуры Большого Модерна назревал не один год и не одно десятилетие, весь ХХ век прошел под знаком поиска нового миропорядка. При этом, однако, триада социальных проектов века – коммунизм, фашизм, глобализм, – заменивших религиозные ереси и конфликты былых столетий, по мере своего развертывания проявляли внутреннюю ущербность, трансформируясь из утопий в антиутопии. Символом же конца современной цивилизации либо ее фундаментальной метаморфозы стали трагические события 11 сентября 2001 г. Социальная организация в ее нынешней версии, проявив перед лицом анонимной агрессии сначала впечатляющую беспомощность, а затем, предприняв гипертрофированную акцию возмездия, продемонстрировала неадекватность всего корпуса идеологем, институтов, систем управления и безопасности характеру возникающей реальности и исходящих от нее угроз. Мировой андеграунд, многоликий и многомерный, эффектный и неукротимый, постепенно стал влиятельным участником игр на глобальной шахматной доске. Системный терроризм – это своего рода стиль жизни, освобожденной от пут прежней культуры и морали; его субстрат – конгломерат фрустрированных, испытавших культурный шок персонажей и организационных компонентов прежнего мира, прямо и косвенно управляемых представителями новой культуры. Дальнейшее развитие данного феномена стимулирует применение широкого спектра репрессалий в международной практике и становление новой, нестационарной системы международных отношений. Вернуться назад |