ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > К проблеме наблюдаемости в гравитации и космологии

Валерий ЗАХАРОВ
К проблеме наблюдаемости в гравитации и космологии


19 сентября 2014

Вопрос о том, является ли Вселенная как целое наблюдаемым объектам, рассматривается в аспекте метафизики (в противоположность позитивистскому подходу). Показана роль хронометрически инвариантного формализма А.Л. Зельманова в преодолении позитивизма в Общей теории относительности. Однако парадоксальный результат А.Л. Зельманова о зависимости пространственной бесконечности Вселенной от движения наблюдателя бросает вызов всей геометрической парадигме в современной теоретической физике

 

Вопрос о том, что мы наблюдаем и что в принципе можно наблюдать, с точки зрения современной теоретической физики, не столь тривиален, как это может показаться нашему «здравому смыслу». Например, наблюдали ли вы такой объект, как «мир» или «Вселенная»? Состоит ли Вселенная только из того, что мы наблюдаем или способны наблюдать? Русский философ Н. Бердяев написал книгу «О рабстве и свободе человека» [1], в которой говорит о многих видах человеческого рабства, в том числе о «рабстве человека у мира», рабстве человеческого ума, соблазнённого видимым миром. Мы «уверовали», что реален только этот видимый мир, очевидно, потому, что это самая лёгкая, прагматическая, идолопоклонническая вера. «Поверив» в этот мир, мы стали «знать» его. «Мы видим и знаем то, – пишет Бердяев в другом месте [2. С. 51], – что полюбили и избрали, а то, от чего отпали и что отвергли, то перестаём видеть и знать. Лишь новым актом избрания, лишь новым актом любви можно сделать невидимые вещи видимыми и узнать их». «Новый акт избрания», делающий прежде невидимое «видимым», сейчас называют онтологическим подходом в физике, противопоставляя его подходу чисто эмпирическому. В другой терминологии, онтологию называют метафизикой, а эмпиризм – позитивизмом.


Вернуться назад