ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > Метапарадигма неоплатонизма в философии языка А.Ф. Лосева (Опыт эпистемологического рассмотрения)

Постовалова В.И.
Метапарадигма неоплатонизма в философии языка А.Ф. Лосева (Опыт эпистемологического рассмотрения)


02 октября 2019

ХХI век проходит под знаком становления в культуре эпистемологического направления, приобретающего особую значимость в современную информационную эпоху. Важнейшей проблемой данного направления является достижение единства знания и поиск интегративных парадигм познания. В русле этой установки находится формирование и так называемых «метапарадигм» – рефлексивных парадигм высшей степени интегративности, служащих обоснованием и основанием других парадигм в разных сферах познания и культуры. Образы такой метапарадигмы могут значительно варьировать. Так, по выражению прот. А. Северюхина, с позиции верующего разума метапарадигмой может стать «христианская теистическая метафизика» [1. С. 7]. Для гуманитарного же познания в качестве таковой метапарадигмы может выступать православная антропология. К числу древнейших метапарадигм постижения реальности, не утративших своего значения в европейской культуре и в наши дни, относится парадигма платонизма, достигающая своей вершины в неоплатонизме. И в особенности христианском неоплатонизме, где она обретает облик универсальной теометапарадигмы познания. В настоящей работе будут рассмотрены некоторые самые общие вопросы, касающиеся осмысления и адаптации данной метапарадигмы в философии языка А.Ф. Лосева, разрабатываемой им в его философии «Высшего синтеза» в русле православного неоплатонизма.


Вернуться назад