ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > HARMONIА MUNDI: ОТ ПИФАГОРА ДО ПАУЛИ

Протоиерей Кирилл Копейкин
HARMONIА MUNDI: ОТ ПИФАГОРА ДО ПАУЛИ


24 апреля 2012

То, что мы сегодня называем наукой1, – наука новоевропейская, – занимается изучением структурных закономерностей объект(ив)ного мира. Суть принятого ею на вооружение объективирующего метода познания состоит в том, что исследователь природы описывает мир не по отношению к человеку (что неизбежно вносило бы момент «субъективности»), а по отношению «к самому себе», точнее, описывает отношение качеств одного выделенного «элемента» мироздания к другому. Вместо познания сущности вещей (а именно такова была претензия античных и средневековых мыслителей) естествоиспытатель Нового времени ограничился описанием отношений их качеств. При этом одно неизвестное соотносится с другим так, что сущность изучаемых объектов, то есть сам способ их бытия, как бы «выносится за скобки», а в качестве «сухого остатка» остается лишь «форма» взаимоотношения их качеств, именуемая «объективно измеримой величиной». Таким образом, «физика, – говорит Гейзенберг –…информирует нас, строго говоря, о фундаментальных структурах природы, а не о фундаментальных частицах»


Вернуться назад