ИНТЕЛРОС > №1, 2019 > Проблематика международной информационной безопасности на площадках ШОС и БРИКС

Сергей Бойко
Проблематика международной информационной безопасности на площадках ШОС и БРИКС


31 января 2019

 

 

Импульсом к активной проработке вопросов обеспечения международной информационной безопасности на региональном уровне, прежде всего в формате Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), стало блокирование работы Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, деятельность которой была «заморожена» до 2009 года.

ШОС - первая региональная организация сотрудничества в области международной информационной безопасности

Поэтому начиная с 2006 года Россия и ее партнеры по ШОС  предприняли ряд очень важных шагов для формирования основ региональной системы международной информационной безопасности в рамках своей Организации.

Знаковым событием стало принятие 15 июня 2006 года в Шанхае на саммите ШОС Заявления глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по международной информационной безопасности1.

Впервые на уровне региональной организации главы государств подтвердили роль и значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в человеческой деятельности, их влияние на формирование глобальной информационной среды, а также значение для политической, оборонной, социокультурной и других составляющих национальной безопасности и общей системы международной безопасности и стабильности. 

В заявлении выражалась озабоченность появлением реальной опасности использования ИКТ в целях, способных нанести серьезный ущерб безопасности человека, общества и государства в нарушение основополагающих принципов равноправия и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, мирного урегулирования конфликтов, неприменения силы, соблюдения прав человека.

Особый акцент главы государств - членов ШОС сделали на возможности реализации угроз использования ИКТ в преступных, террористических и военно-политических целях, несовместимых с обеспечением международной безопасности как в гражданской, так и военной сферах, а также на тяжелых политических и социально-экономических последствиях в отдельных странах, регионах и в мире в целом, вплоть до дестабилизации общественной жизни государств.

В документе была подчеркнута близость позиций стран по ключевым проблемам, связанным с международной информационной безопасностью, и заявлено о намерении объединить усилия в рамках ШОС в целях противостояния новым информационным вызовам и угрозам с соблюдением принципов и норм международного права, включая Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека.

В связи с этим главы государств приняли решение о создании Группы экспертов государств - членов ШОС по международной информационной безопасности (далее - ГЭ ШОС, Группа) для выработки плана действий в данной области и определения возможных путей и средств решения в рамках Организации проблемы международной информационной безопасности во всех ее аспектах2. Председателем ГЭ ШОС был избран на постоянной основе представитель МИД России А.В.Крутских, впоследствии ставший специальным координатором по вопросам политического использования ИКТ, а затем - специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности.

В течение 2006-2009 годов Группа, разработав указанный план действий, обеспечила его эффективную реализацию. Итогом ее работы стала подготовка Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, которое было подписано 16 июня 2009 года в Екатеринбурге (Россия)3.

Соглашение отвечало принципам и задачам деятельности Организации, предусматривающим координацию действий, оказание взаимной поддержки и налаживание тесного сотрудничества по важнейшим международным и региональным вопросам, включая  проблематику обеспечения международной информационной безопасности.

Уникальность документа заключалась в том, что он впервые в международно-правовом плане определил наличие и существо конкретных угроз в рассматриваемой области, а также основные направления, принципы, формы и механизмы сотрудничества в этой сфере.

В качестве основных направлений сотрудничества в соглашении  были обозначены:

- осуществление необходимых совместных мер в области обеспечения международной информационной безопасности;

- создание системы мониторинга и совместного реагирования на возникающие в этой области угрозы;

- выработка совместных мер по развитию норм международного права в области ограничения распространения и применения информационного оружия, создающего угрозы обороноспособности, национальной и общественной безопасности;

- противодействие угрозам использования ИКТ в террористических целях;

- противодействие информационной преступности;

- содействие обеспечению безопасного, стабильного функционирования и интернационализации управления глобальной сетью Интернет;

- обеспечение информационной безопасности критически важных структур;

- разработка и осуществление совместных мер доверия, способствующих обеспечению международной информационной безопасности;

- взаимодействие в рамках международных организаций и форумов по проблемам обеспечения международной информационной безопасности;

- обмен опытом, подготовка специалистов, проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов в области информационной безопасности, а также другие направления.

Как в рамках ШОС, так и в целом в международной практике вступившее в силу соглашение стало первым договорным актом, направленным на ограничение всего комплекса угроз международной информационной безопасности, связанных с использованием ИКТ в противоправных военно-политических, террористических и криминальных целях.

На тот момент это был единственный региональный межправительственный акт о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Соглашение придало новый импульс деятельности по формированию глобальной системы в данной области, в том числе и на площадке Организации Объединенных Наций. В канун начала работы новой Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности достигнутые в рамках ШОС договоренности вывели дискуссию по данной проблематике на качественно новый уровень.

Важной особенностью вступившего 2 июня 2011 года в силу соглашения стала его открытость для присоединения других государств. Такое положение отвечало идее и цели создания всеобъемлющей системы обеспечения международной информационной безопасности.

ГЭ ШОС наглядно продемонстрировала эффективность новой  площадки, в рамках которой в столь короткий промежуток времени после принятия вышеупомянутого соглашения удалось выработать еще один важный для всего международного сообщества документ - проект Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности.

Постоянные представители Китая, России, Таджикистана и Узбекистана при Организации Объединенных Наций направили 12 сентября 2011 года Генеральному секретарю ООН эти Правила, после чего они были распространены в качестве официального документа 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Позднее к партнерам по ШОС присоединились Казахстан и Киргизия, что позволило в полной мере признать правила инициативой Шанхайской организации сотрудничества. После вступления в ШОС Индии и Пакистана эти страны также присоединились к инициативе государств объединения.

Основная цель правил заключалась в определении прав и обязанностей государств в информационном пространстве, стимулировании их конструктивного и ответственного поведения и укреплении сотрудничества между ними для противостояния общим вызовам и угрозам в информационном пространстве. В документе закреплялось положение об использовании  ИКТ, включая информационно-телекоммуникационные сети, только для полномасштабного социального и экономического развития и благосостояния народов. И одновременно формулировалось ключевое с точки зрения нарастающих угроз в информационной сфере положение об исключении использования ИКТ в целях, противоречащих обеспечению международного мира и безопасности.

Особенностью инициативы ШОС, как и упомянутого профильного межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, стала ее открытость для присоединения любых государств на добровольной основе, а также обязательность выполнения правил. К основным из них были отнесены:

- соблюдение Устава ООН и общепризнанных норм международного права;

- неиспользование ИКТ для осуществления враждебных действий, актов агрессии, создания угроз международному миру и безопасности;

- сотрудничество в борьбе с преступной или террористической деятельностью с использованием ИКТ;

- предотвращение использования другими государствами своих ресурсов, объектов критической инфраструктуры, ключевых технологий и иных преимуществ для создания угроз политической, экономической и социальной безопасности других стран;

- подтверждение права и обязанности каждого государства в отношении законной защиты своего информационного пространства;

- уважение прав и свобод в информационном пространстве;

- содействие созданию многосторонних, прозрачных и демократических международных механизмов управления Интернетом, обеспечение его стабильного и безопасного функционирования;

- углубление осознания ответственности за обеспечение информационной безопасности, включая формирование культуры информационной безопасности;

- содействие развивающимся странам в наращивании их возможностей в сфере информационной безопасности и в ликвидации цифрового разрыва;

- укрепление двустороннего, регионального и международного сотрудничества в сфере информационной безопасности, а также координация деятельности соответствующих международных организаций;

- разрешение споров, которые могут возникнуть в ходе деятельности, охватываемой правилами, с помощью процедур мирного урегулирования, воздерживаясь от применения военной силы или угрозы силой.

Данный документ стал первым официальным представлением согласованной позиции России и ее партнеров по ШОС, основанной на идее признания необходимости регулирования поведения государств мирового сообщества в информационном пространстве4.

В дальнейшем ключевые подходы государств - членов ШОС в области международной информационной безопасности динамично развивались и неоднократно закреплялись в итоговых документах саммитов Организации.

Подготовка профильных разделов итоговых документов саммитов осуществляется ГЭ ШОС, заседания которой ежегодно на регулярной основе проводятся в Пекине на базе Секретариата Организации.

Так, в принятой 12 сентября 2014 года по итогам заседания Совета глав государств - членов ШОС Душанбинской декларации подчеркивалось, что противодействие таким глобальным вызовам и угрозам современности, как киберугрозы, возможно исключительно путем тесного взаимодействия всех государств, международных организаций и форумов.

Отмечалась необходимость продолжения в рамках ШОС активных мер по борьбе в сфере обеспечения международной информационной безопасности, а также совместных усилий по созданию мирного, безопасного, справедливого и открытого информационного пространства, основанных на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран.

В декларации саммита объявлялось, что государства - члены ШОС выступают за равные для всех стран права на управление сетью Интернет и суверенное право государств на управление ею в своем национальном сегменте, включая обеспечение безопасности. Однако главным положением документа стала поддержка Организацией выработки универсальных правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве5.

Обновленная редакция текста ранее выработанных в рамках ШОС правил от имени государств - членов Организации в качестве официального документа была распространена 9 января 2015 года на 69-й сессии Генассамблеи ООН.

Основной целью этой инициативы России и ее партнеров по Организации стало определение прав и обязанностей государств в информационном пространстве, стимулирование их конструктивного и ответственного поведения, а также укрепление сотрудничества между ними для противостояния общим вызовам и угрозам в информационном пространстве.

По замыслу авторов документа принятие под эгидой ООН данных  правил содействовало бы созданию мирной, безопасной, открытой и основанной на сотрудничестве информационной среды. Отмечалось, что безопасное использование ИКТ и информационно-телекоммуникационных сетей способствовало бы полномасштабному социальному и экономическому развитию и благосостоянию народов и не противоречило целям обеспечения международного мира и безопасности6.

Идея принятия в ООН Правил ответственного поведения государств в информационном пространстве отражена и в Астанинской декларации глав государств - членов ШОС, принятой на саммите Организации 9 июня 2017 года.

В тексте документа зафиксирована нацеленность на наращивание согласованных усилий по обеспечению международной информационной безопасности, продолжению укрепления практического взаимодействия по вопросам противодействия пропаганде и оправданию терроризма, сепаратизма и экстремизма в информационном пространстве.

Подтверждена готовность наладить координацию по решению этих задач с заинтересованными странами, региональными и международными организациями в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе с соответствующими структурами ООН.

Государства - члены ШОС поддержали выработку в рамках ООН универсального кодекса правил, принципов и  норм ответственного поведения государств в информационном пространстве. Главы государств Организации  отметили распространение в январе 2015 года новой редакции Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности в качестве официального документа 69-й сессии Генассамблеи ООН как важный шаг в этом направлении.

В Астанинской декларации 2017 года подтверждена готовность государств - членов ШОС продолжить углубленное сотрудничество в области борьбы с преступлениями в информационно-коммуникационной сфере, а также заявлено о призыве к разработке соответствующего международно-правового документа при центральной координирующей роли ООН7.

Духом сотрудничества в рассматриваемой области, а также стремлением к созданию мирного, безопасного, открытого и основанного на  этом сотрудничестве информационного пространства пронизана Циндаоская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, принятая 10 июня 2018 года руководителями стран Организации по итогам заседания Совета.

В декларации впервые с учетом возрастающих масштабов и взаимосвязанности вызовов безопасности отмечена важность дальнейшего совершенствования деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, в том числе рассмотрения вопроса об организации системы мониторинга возможных угроз в глобальном информационном пространстве и противодействия им.

Главы государств Организации подтвердили готовность к укреплению взаимодействия в борьбе с распространением и пропагандой террористической идеологии посредством сети Интернет. При этом отмечена важность противодействия публичному оправданию терроризма, вербовке членов в ряды террористических группировок, подстрекательству к  совершению террористических актов и  их финансированию, обучению способам совершения террористических актов с использованием Глобальной сети.

Кроме того, государства - члены ШОС призвали международное сообщество прилагать усилия к созданию мирного, безопасного, открытого и основанного на сотрудничестве упорядоченного информационного пространства. Они подчеркнули центральную роль ООН в выработке универсальных международных норм, правил и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве. При этом впервые было заявлено о необходимости создания в рамках Организации Объединенных Наций на основе справедливого географического распределения рабочего механизма с целью выработки таких норм, правил и принципов, а также их формализации путем принятия соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

В декларации было зафиксировано единое мнение государств - членов ШОС о необходимости равного участия всех государств в развитии и управлении Интернетом, а также об интернациональной, более представительной и демократичной управленческой структуре ключевых ресурсов сети Интернет.

В качестве одной из приоритетных задач главы государств определили активизацию на основе Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 года практического сотрудничества по совместному противодействию угрозам и вызовам в информационном пространстве, в том числе углубление международного сотрудничества в борьбе с вредоносным использованием ИКТ, в частности в террористических и криминальных целях.

Поддерживая российскую инициативу, государства - члены ШОС призвали разработать под эгидой ООН международный правовой документ по вопросам борьбы с использованием ИКТ в преступных целях8.

Таким образом, в рамках Шанхайской организации сотрудничества сложились единые подходы к решению проблем в области формирования системы международной информационной безопасности, которые позволяют координировать действия партнеров по Организации на различных международных площадках для достижения заявленных целей.  

БРИКС как новая площадка сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности

Объединение, начало которому было положено в июне 2006 года в рамках Петербургского экономического форума, включало  Бразилию, Россию, Индию и Китай (БРИК). В феврале 2011 года к БРИК присоединилась Южно-Африканская Республика, после чего объединение получило название БРИКС.

С этого времени одной из приоритетных задач объединения пяти стран с развивающейся экономикой признано обеспечение международной информационной безопасности.

В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденной Президентом Российской Федерации в феврале 2013 года, в числе основных целей России в области сотрудничества с государствами - участниками БРИКС по вопросам международной безопасности заявлены:

во-первых, сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, использование возможностей БРИКС для продвижения инициатив в этом направлении в рамках различных международных форумов и организаций, прежде всего ООН;

во-вторых, укрепление в формате БРИКС сотрудничества в области противодействия использованию ИКТ в военно-политических, террористических и криминальных целях, а также в целях, противоречащих обеспечению международного мира, стабильности и безопасности9.

Подобное целеполагание в рассматриваемой области разделяется всеми государствами - участниками БРИКС и зафиксировано во всех итоговых декларациях саммитов объединения 2013-2018 годов.

В ходе подготовки к V саммиту БРИКС в Дурбане (26-27 марта 2013 г.) на встрече высоких представителей государств - участников БРИКС, курирующих вопросы безопасности, впервые была выдвинута идея создания Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ, в рамках которой предполагалось вырабатывать практические предложения, касающиеся основных областей сотрудничества на данном направлении, а также  координировать позиции государств объединения на различных международных форумах.

Фактическое оформление Рабочей группы состоялось в июне 2015 года в Москве в рамках российского председательства в объединении (согласно Регламенту Группы, ее председателем становится эксперт государства, председательствующего в текущем году в БРИКС).

В Уфимской декларации, принятой 9 июля 2015 года по итогам VII саммита БРИКС, на эту Рабочую группу были возложены задачи по инициированию сотрудничества в следующих областях:

- обмен информацией и передовой практикой в вопросах безопасности в сфере использования ИКТ;

- эффективная координация мер противодействия киберпреступности;

- сотрудничество между странами БРИКС с использованием существующих групп реагирования на компьютерные инциденты в области компьютерной безопасности (CSIRT, CERT);

- укрепление потенциала, а также разработка международных норм, принципов и стандартов.

Кроме того, Уфимская декларация закрепила общность подходов государств - участников БРИКС к достижению главной цели - формирование системы международной информационной безопасности. Была признана необходимость разработки под эгидой ООН универсального, юридически обязывающего инструмента по вопросам борьбы с использованием ИКТ в преступных целях.

Главы государств объединения подчеркнули исключительную важность применительно к области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, в частности принципа политической независимости, территориальной целостности и суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав человека и основных свобод.

В декларации содержится призыв к международному сообществу сосредоточить свои усилия на мерах укрепления доверия, создании потенциала, неприменении силы и предотвращении конфликтов в области использования ИКТ, а также закреплено стремление к развитию практического многостороннего сотрудничества в рамках БРИКС в целях решения общих задач в области безопасности в сфере использования ИКТ.

Одновременно была выражена готовность продолжить рассмотрение вопроса об утверждении правил, норм и принципов ответственного поведения государств в данной сфере10.

Консолидированная позиция экспертов государств - участников БРИКС, представленных в Группе правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (за исключением ЮАР, не вошедшей в состав Группы), дала возможность объединить усилия для отстаивания собственных подходов в рамках деятельности ГПЭ ООН (2016-2017 гг.), что позволило не допустить принятия в июне 2017 года данной Группой итогового доклада, не отвечающего интересам государств объединения.

В сентябре 2017 года Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС (Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 г.) по итогам саммита объединения зафиксировала признание  центральной роли ООН в разработке общепризнанных норм ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ в целях обеспечения мирной, безопасной, открытой, благоприятной для сотрудничества, стабильной, упорядоченной, доступной и равноправной среды ИКТ11.

Было подчеркнуто первостепенное значение принципов международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, в особенности принципов государственного суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и соблюдения прав человека и основных свобод.

Отмечена необходимость активизации международного сотрудничества в борьбе с использованием ИКТ в террористических и преступных целях. Вновь подтвержден общий подход в этой области, заложенный в Этеквинской, Форталезской и Уфимской декларациях, а также в Декларации Гоа, и признана в развитие Уфимской декларации необходимость выработки под эгидой ООН обязательного для всех нормативно-правового документа по противодействию использованию ИКТ в преступных целях.

Главы государств объединения акцентировали внимание на прогрессе, достигнутом Рабочей группой экспертов государств БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ, а также приняли решение о развитии сотрудничества в соответствии с «Дорожной картой» практического сотрудничества БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и любыми другими согласованными механизмами.

«Дорожная карта» включает следующие области сотрудничества:

- активизацию обмена подходами к политическим вопросам безопасности в сфере использования ИКТ (оценка событий на международной арене; развитие диалога о нормах, принципах и правилах, обеспечивающих открытую, безопасную, стабильную, доступную и мирную ИКТ-среду в рамках ООН; выработка общей позиции государств - участников БРИКС по ключевым вопросам проблематики; координация позиций на различных международных площадках);

- создание сети сотрудничества между национальными центрами (группами) реагирования на компьютерные инциденты (экстренной готовности к компьютерным инцидентам);

- углубление практического сотрудничества между уполномоченными ведомствами, отвечающими за безопасность в сфере использования ИКТ;

- проведение совместных исследований и разработок;

- создание механизма научного и исследовательского обмена между государствами БРИКС. 

Особо в Сямэньской декларации отмечена инициатива Российской Федерации о необходимости разработки межправительственного соглашения БРИКС о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ.

Во исполнение ключевых положений данной декларации была развернута практическая деятельность экспертов государств - участников объединения. 

На состоявшемся 16-17 мая 2018 года в Кейптауне (ЮАР) очередном заседании Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ делегации из Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР обсудили текст проекта Йоханнесбургской декларации Десятого саммита БРИКС в части вопросов многостороннего сотрудничества государств объединения в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ.

В результате дискуссии всеми экспертами было поддержано  предложение российской стороны о дополнении проекта декларации положением о необходимости разработки соответствующего межправительственного соглашения БРИКС о сотрудничестве в указанной области.

В ходе состоявшихся в июне 2018 года встреч министров иностранных дел (4 июня 2018 г., Претория, ЮАР), а также высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, государств - участников БРИКС (29 июня 2018 г., Дурбан, ЮАР), деятельности Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ была дана высокая оценка. Но главное - отмечена важность формирования прочной правовой основы для сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности.

Участники указанных встреч глав внешнеполитических ведомств и советов безопасности поддержали инициативу экспертов объединения о возможности разработки профильного межправительственного соглашения о сотрудничестве.

Итогом работы на всех уровнях стало включение по инициативе России в принятую 26 июля 2018 года по итогам Десятого саммита БРИКС Йоханнесбургскую декларацию положений, отражающих общие подходы в области международной информационной безопасности.

Так, в декларации была подтверждена важность для обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ разработки под эгидой ООН правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, а также универсального, юридически обязывающего нормативно-правового документа по противодействию использованию ИКТ в преступных целях. 

В тексте документа приветствовались неоспоримые преимущества и новые возможности, связанные с достижениями в области ИКТ. При этом отмечалось, что такой прогресс также приводит к появлению новых вызовов и угроз, связанных с растущим злоупотреблением ИКТ в преступных целях, злонамеренным использованием ИКТ государственными и негосударственными субъектами. В связи с этим была подчеркнута важность международного сотрудничества в борьбе с использованием ИКТ в террористических и  преступных целях.

Главы государств объединения приветствовали прогресс, достигнутый в  области развития взаимодействия в соответствии с «Дорожной картой» практического сотрудничества БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и любыми другими согласованными механизмами.

Также государства - участники БРИКС признали важнейшую и положительную роль Интернета в содействии экономическому, социальному и культурному развитию. При этом они обязались продолжить совместную работу в рамках существующих механизмов в целях обеспечения безопасного, открытого, мирного, совместного и упорядоченного использования ИКТ на основе равноправного участия всех государств в развитии и функционировании Интернета, а также в управлении им.

В этих целях было обращено внимание на необходимость привлечения соответствующих заинтересованных сторон в определенном качестве и с определенными обязательствами.

В то же время, признавая важную роль и большое значение Интернета для человечества, в тексте декларации было заявлено о необходимости противодействия использованию Интернета террористическими организациями в преступных целях с применением новейших ИКТ.

В целом главным достижением саммита в Йоханнесбурге применительно к рассматриваемой области стало  признание значимости создания правовых рамок для сотрудничества между участниками БРИКС в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, для чего государства объединения обязались продолжить работу по рассмотрению и разработке соответствующего межправительственного соглашения БРИКС о сотрудничестве в указанной области12.

Таким образом, пятилетняя плодотворная многоуровневая работа на одном из ключевых направлений обеспечения национальной и глобальной безопасности получила логическое завершение. Деятельность государств объединения в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ вышла на качественно новый уровень, позволяющий в ближайшей перспективе приступить к экспертной проработке основных положений межправительственных договоренностей о сотрудничестве в рассматриваемой области.

Общность подходов государств ШОС и БРИКС к формированию системы международной информационной безопасности особенно наглядно подтвердилась в ходе принятия 73-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН российских проектов резолюций «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», а также «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях».

Эти проекты аккумулировали идеи, ранее отраженные в итоговых документах саммитов упомянутых объединений, и открывали качественно новый этап дискуссии на главной международной площадке - Организации Объединенных Наций.

Государства ШОС и БРИКС, разделив с Россией соавторство резолюций Генассамблеи ООН, по праву стали лидерами мирового сообщества на пути построения глобальной системы международной информационной безопасности.

Впереди сложная напряженная работа, которая потребует  консолидации усилий и тесной координации действий государств объединений на различных дискуссионных международных площадках.

Прежде всего на главной площадке - Организации Объединенных Наций, где в 2019 году во  исполнение резолюций 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН начнут свою деятельность профильные Рабочая группа открытого состава и Группа правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.

 

 

 1Заявление глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по меж-дународной информационной безопасности от 15 июня 2006 г. // URL:  // http://www.infoshos.ru/ ru/? id=94

 2Там же.

 3Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // URL: // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT; n= 51984

 4Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности // URL: // https:// www.rus.rusemb.org.uk/data/doc/internationalcoderus.pdf

 5Душанбинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: // http://www. kremlin.ru/supplement/4750

 6Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности // URL: // http:// www.mid.ru/documents/10180/882233/A+69+723+Ru.pdf/269baca6-5664-4651-b1a9-74e640262173

 7Астанинская  декларация глав государств  - членов Шанхайской организации сотрудничества от 9 июня 2017 г. // URL: // http://www.kremlin.ru/supplement/5206

 8Циндаоская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июня 2018 г. // URL: // http://www.kremlin.ru/supplement/5315

 9Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // URL: // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70257510/

10Уфимская декларация. VII саммит БРИКС (Уфа, 9 июля 2015 г.) // URL: // http://base.garant.ru/71480256/#ixzz5ZAphlp Yc

11Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС (Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 г.) // URL: //http://www.kremlin.ru/ events/president/news/55515

12Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС от 26 июля 2018 г. // URL: // http://www.kremlin.ru/supplement/ 5323


Вернуться назад