ИНТЕЛРОС > №5, 2019 > Об итогах II Международной научно-практической конференции «Приоритетные задачи международного сотрудничества в противодействии экстремизму и терроризму»

Илья Рогачев
Об итогах II Международной научно-практической конференции «Приоритетные задачи международного сотрудничества в противодействии экстремизму и терроризму»


31 мая 2019

 

 

 

29 марта этого года МИД России и МВД России провели на базе Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя II Международную научно-практическую конференцию «Приоритетные задачи международного сотрудничества в противодействии экстремизму и терроризму».

В работе конференции приняли участие более 200 человек, в том числе профильные эксперты из компетентных российских ведомств, академических и религиозных кругов, руководители и сотрудники контртеррористических подразделений международных и региональных организаций (УКТ ООН, УНП ООН, РАТС ШОС, ОДКБ, АТЦ СНГ, ДТНУ ОБСЕ), а также делегации из более чем 20 государств (Алжир, Аргентина, Армения, Бангладеш, Бруней, Вьетнам, Германия, Греция, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Казахстан, Китай, Малайзия, Марокко, Никарагуа, Сербия, Таджикистан, Франция, Узбекистан).

Открыли форум министр внутренних дел РФ В.А.Колокольцев, заместитель министра иностранных дел РФ О.В.Сыромолотов, начальник Московского университета МВД России И.А.Калиниченко и начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России О.В.Ильиных.

В рамках двух основных рабочих сессий конференции доклады представили заместитель директора Росфинмониторинга А.С.Клименченок, начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве ФАДН А.О.Булатов, начальник Управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Е.Ю.Зайцев, муфтий Духовного собрания мусульман России А.Р.Крганов, старший прокурор Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры РФ О.Н.Тисен, главный научный сотрудник НИЦ №2 ВНИИ МВД России И.Ю.Сундиев, директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества Д.Ф.Гиёсов, первый заместитель министра-координатора по вопросам политики, права и безопасности Республики Индонезия А.Сурья Бакти, заместитель министра иностранных дел Республики Ирак Х.Юcефи, заместитель министра иностранных дел Республики Сербии Б.Филипович, заместитель генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности А.А.Султанов, начальник Управления противодействия терроризму и экстремизму МИД Исламской Республики Иран Х.Малеки, глава службы Центра разведывательных сил по борьбе с терроризмом и организованной преступностью Королевства Испании М.Т.Колумна Мартин, руководитель антитеррористического подразделения Департамента по противодействию транснациональным угрозам Секретариата ОБСЕ А.Г.Аваков, сотрудник Управления ООН по наркотикам и преступности О.А.Ланченко.

В рамках двух специальных сессий по актуальным вопросам - преступлениям псевдогуманитарной организации «Белые каски» в Сирии и инициативе «добровольных контртеррористических самоограничений в СМИ и для официальных лиц» - выступили директор «Фонда исследования проблем демократии» М.С.Григорьев, заведующий кафедрой права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД России А.Г.Волеводз и первый заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь» А.И.Давыденко.

Сегодня все государства мира сталкиваются с эволюционирующими вызовами безопасности, исходящими от современного терроризма. Нарастает обеспокоенность эскалацией экстремистских проявлений, являющихся питательной средой для международного терроризма. Ценность прошедшей конференции заключается в том, что удалось акцентировать внимание именно на российском успешном опыте как примере для выстраивания международного противодействия экстремизму и терроризму.

Участники обсуждали ключевые задачи контртеррора, базовые принципы международного сотрудничества в данной сфере: обеспечение приоритетной роли государств и их компетентных органов в противодействии терроризму и экстремизму на национальном и международном уровнях, объединение усилий всех государств в рамках по-настоящему единой международной контртеррористической коалиции с опорой на международное право, Устав ООН, профильные резолюции Совета Безопасности ООН и Глобальную контртеррористическую стратегию ООН (2006 г.).

Подчеркивалась необходимость отказа от попыток использования проблематики контртерроризма и антиэкстремизма для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Продолжилось начатое в ходе прошлогодней конференции обсуждение неконсенсусной концепции «противодействия насильственному экстремизму», активно продвигаемой западными странами в качестве нового универсального антиэкстремистского стандарта, а также недопустимость применения двойных стандартов, позволяющих выводить террористов и так называемых «насильственных экстремистов» из-под международного уголовно-правового преследования.

Особенно опасно, когда поддержка распространения экстремистских идей, в том числе прямое и косвенное оправдание терроризма и подстрекательство к совершению террористических действий, происходит открыто в публичном и информационном пространстве, что ведет к радикализации населения.

В этой связи участники конференции выступали в поддержку активизации международного сотрудничества в пресечении распространения террористической и экстремистской идеологии и пропаганды. Было предложено подумать над разработкой и внедрением на международном уровне и в национальной практике концепции «добровольных контртеррористических ограничений» для представителей СМИ, общественных деятелей, официальных лиц и политиков.

По итогам форума приняты Рекомендации сопредседателей, соответствующие российскому видению задач международного контртеррористического и антиэкстремистского сотрудничества.


РЕКОМЕНДАЦИИ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ

II Международная научно-практическая конференция

«Приоритетные задачи международного сотрудничества 
в противодействии экстремизму и терроризму»

(Москва, 29 марта 2019 г.)

 

- Сегодня все государства мира сталкиваются с растущими вызовами безопасности, исходящими от современного терроризма. Однако борьба с терроризмом и экстремизмом так и не стала абсолютным приоритетом. Сохраняются «двойные стандарты», ставшие причиной нынешнего катастрофического положения дел в ряде государств Ближнего Востока и Северной Африки.

- Условиями для успешной борьбы с международным терроризмом являются развитие добросовестного и ответственного сотрудничества, формирование «антитеррористического фронта» с участием всех государств с опорой на выработанную международно-правовую базу и признание центральной роли государств и их компетентных органов в контртерроризме и антиэкстремизме, а также отказ от подходов, ставящих политические цели выше задач отражения общих угроз. Важно в рамках взаимодействия государств четко придерживаться принципа «либо выдай, либо суди» в отношении террористических преступников.

- Барьеры на пути эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом возникают и в связи с отсутствием согласованных определений терроризма и экстремизма. Способствовать преодолению разобщенности между государствами в этих вопросах могла бы дискуссия, прежде всего в ООН, с прицелом на определение и выработку приоритетов на этом направлении.

- Согласование общепринятого термина «терроризм» в практическом плане может опираться на формулировки Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) и резолюции Совета Безопасности ООН 1566 (2004 г.), «экстремизм» - на Конвенцию ШОС по противодействию экстремизму (2017 г.). Важно осознавать, что терроризм возникает как крайняя форма экстремизма - феномена более широкого, включающего идеологию и практику, направленную на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий. Введение в международный оборот неконсенсусных терминов вроде «насильственного экстремизма», наоборот, все дальше уводит международное сообщество от понимания сути стоящих перед ним задач в области противодействия новым вызовам и угрозам.

- Государства должны активно разоблачать любые ухищрения террористов и экстремистов, в том числе играющее им на руку ложное представление о том, что экстремизм в его насильственных и ненасильственных формах может быть легитимным способом обеспечения фундаментальных ценностей и прав человека. Исходим из того, что задачи обеспечения контртеррористической и антиэкстремистской защищенности общества, с одной стороны, и соблюдения прав человека, с другой стороны, не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга. Экстремизм и терроризм покушаются на главное право человека - право на жизнь, которое должно быть защищено прежде всего государством и обществом.

- Террористы и их пособники цинично используют абсолютизируемое право на «свободу выражения» для прикрытия своих преступных действий. Очевидным примером в этом плане служит пропагандистский спецпроект псевдогуманитарной организации «Белые каски», реализованный для поддержки террористов и экстремистов в Сирии. Вскрыть истинную природу деятельности «Белых касок» помогает изобличающая работа независимых журналистов и общественников, рассказывающих правду о сотрудничестве «белокасочников» с террористами и совершенных ими преступлениях.

- Любое заигрывание с террористами и экстремистами, оправдание их действий теми или иными причинами (например, «борьбой с авторитарными режимами») может привести к нагнетанию протестных настроений в обществе, созданию условий для подрыва закона и порядка, традиций и устоев, дестабилизации государства и общества. Такая линия противоречит закрепленному в Глобальной контртеррористической стратегии ООН положению о том, что терроризм нельзя оправдывать ни при каких условиях.

- Противодействие терроризму и экстремизму со стороны компетентных государственных органов должно подкрепляться мерами по созданию в обществе атмосферы отторжения насилия как инструмента для решения политических, национальных, религиозных и других споров и конфликтов.

- Ведущая роль государства в противодействии террористическим и экстремистским угрозам должна пониматься широко, в том числе как необходимая основа для эффективного (то есть предполагающего разделение ответственности) сотрудничества с гражданским обществом. В рамках превенции терроризма требуется комплексное подключение институтов гражданского общества, прежде всего авторитетных общественных фигур, заинтересованных неправительственных организаций, СМИ, научных и деловых кругов. С учетом современных тенденций «маскировки» террористической и экстремистской активности под псевдорелигиозные лозунги особую роль в этой работе призваны сыграть традиционные религиозные общины и их лидеры.

- В этом контексте свою актуальность также сохраняет плотное взаимодействие со СМИ, которые используются террористами для своих пропагандистских целей и зачастую становятся носителями материалов, разжигающих нетерпимость и ненависть. Необходима выработка «добровольных контртеррористических ограничений», «кодексов поведения» для СМИ, а также официальных лиц, которые включали бы отказ от нагнетания медийного контекста, способного спровоцировать ведущую к экстремизму и терроризму радикализацию.


Вернуться назад