ИНТЕЛРОС > №6, 2019 > БРИКС и ЮНИДО - точки соприкосновения

Виктор Загреков
БРИКС и ЮНИДО - точки соприкосновения


26 июня 2019

 

 

Страны БРИКС придают большое значение сотрудничеству с ЮНИДО (170 государств-членов) как со спецучреждением ООН, потенциал которого является востребованным для расширения и углубления сотрудничества между пятью государствами в сфере оказания технического содействия в освоении и внедрении передовых промышленных технологий и практик, а также для осуществления проектов содействия международному развитию с участием других развивающихся стран.

В Уфимской декларации, принятой по итогам VII саммита БРИКС в июле 2015 года под российским председательством, была подтверждена уникальность мандата ЮНИДО в деле обеспечения устойчивого инклюзивного промышленного развития. В одобренную на высшем уровне в Уфе Стратегию экономического партнерства «пятерки» было включено положение о создании консолидированной технологической платформы БРИКС на основе проекта ЮНИДО. Гендиректор Организации Ли Юн (КНР), выступая на встрече министров торговли БРИКС в Москве, заявил о готовности ЮНИДО способствовать развитию сотрудничества между странами объединения в области промышленного развития.

Для ЮНИДО наращивание сотрудничества со странами БРИКС приобретает приоритетный характер и становится одним из важных факторов укрепления позиций этой организации в системе ООН в контексте усилий мирового сообщества по достижению Целей устойчивого развития и реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Такая увязка предопределяется как растущей ролью динамично (при всем разбросе темпов роста) развивающихся стран - участниц «пятерки» на международной арене - на них приходится порядка 40% населения планеты, одна четвертая часть суши и более четверти мирового ВВП, - так и тем обстоятельством, что ряд крупнейших западных доноров (США, Англия, Франция, Канада и некоторые другие) не являются членами ЮНИДО. В результате на бриксовцев приходится более 26% от общей суммы начисленных взносов в регулярный бюджет Организации.

Важными предпосылками для углубления сотрудничества между двумя структурами являются наличие во всех странах «пятерки» центров или представительств ЮНИДО, а также многолетний опыт эффективного взаимодействия Организации с каждым отдельно взятым государством - участником БРИКС.

В частности, Бразилия, чей годовой начисленный взнос составляет порядка 4,46 млн. евро, или 6,379% регулярного бюджета ЮНИДО, основной упор делает на использование возможностей этой организации для осуществления проектов за счет средств фонда Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и Глобального экологического фонда (ГЭФ).

В рамках проекта Монреальского протокола с бюджетом в 4,753 млн. долларов проводятся мероприятия по замене гидрохлорфторуглеродов на вещества, не разрушающие озоновый слой при производстве холодильников и кондиционеров на 28 бразильских предприятиях. Проект ГЭФ с бюджетом в 7,199 млн. долларов, осуществляемый совместно с Международным центром по возобновляемым источникам энергии, ориентирован на внедрение технологий использования биогаза, получаемого на малых и средних животноводческих предприятиях Бразилии для самообеспечения их электроэнергией при должном учете природоохранной составляющей и с прицелом на распространение этих технологий в других странах региона.

Помимо этого, ЮНИДО оказывает Бразилии содействие в создании двух центров по поощрению торговли и внедрению технологий - широкопрофильного в штате Санта-Катарина и целенаправленно ориентированного на сферу возобновляемых источников энергии в штате Пернамбуку. Успешно развивается партнерство ЮНИДО с Бразилией и Уругваем в вопросах внедрения технологии послойного синтеза, основанной на 3D-печати, мехатроники и роботроники.

Россия, чей годовой начисленный взнос составляет порядка 3,6 млн. евро, или 5,152% регулярного бюджета ЮНИДО, главное внимание в сотрудничестве с этой организацией уделяет использованию ее возможностей для реализации проектов содействия международному развитию. Значительные масштабы приобрела проектная деятельность за счет средств российского ежегодного добровольного взноса в Фонд промышленного развития ЮНИДО в размере 2,6 млн. долларов, который наша страна выплачивает начиная с 2009 года. Такие объемы финансирования позволяют разрабатывать и осуществлять различные, в том числе крупные, проекты ЮНИДО в странах Евразийского экономического союза и СНГ, которые вносят весомый вклад в промышленное развитие этих стран и интеграционные усилия на данном направлении.

Речь идет прежде всего о разработке Программы странового партнерства ЮНИДО с Киргизской Республикой в целях содействия в подготовке проекта стратегии устойчивого промышленного развития Киргизии и соответствующего плана действий. В этой стране за счет российского добровольного взноса в Фонд промышленного развития ЮНИДО реализуются также проекты по внедрению технологий по производству экономичных стройматериалов и совершенствованию производственной базы для обеспечения устойчивого развития туристического сектора в Иссык-Кульской области.

Финансовое участие России позволяет ЮНИДО успешно осуществлять проект по внедрению передовых практик на заводах, производящих компонентную базу для автомобилестроения в Белоруссии, а также предоставлять Армении техническую помощь по внедрению передовых технологий в области швейной промышленности и выводе ее продукции на мировые рынки. В Таджикистане ЮНИДО за счет средств, предоставленных Российской Федерацией и КНР, оказывает содействие в развитии ковроткачества.

География использования добровольного российского взноса в ЮНИДО включает в себя также Латинскую Америку (Куба - содействие в модернизации заводов по производству химудобрений, сельскохозяйственных машин), Африку (Сьерра-Леоне - техническая помощь в обучении персонала передовым практикам по добыче и обработке морепродуктов) и Азию (Монголия - подготовка ТЭО строительства мясоперерабатывающего завода).

Одним из важных элементов взаимодействия России с ЮНИДО является привлечение технического содействия со стороны ЮНИДО российскими министерствами, предприятиями и организациями за счет своих собственных финансовых возможностей помимо российского начисленного и добровольного взносов. Так, в июле этого года в Екатеринбурге Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с ЮНИДО будут проводить Глобальный саммит производства и индустриализации в привязке к X Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2019». Кроме того, за счет сравнительно небольших средств Межгосударственной корпорации развития (60 тыс. долл.) Московским центром ЮНИДО в настоящее время осуществляется проект ЮНИДО по внедрению передовых технологий производства инулина (пребиотик) на российских предприятиях с прицелом на их распространение на регион ЕАЭС.

На этом фоне из-за западных санкций постепенно сходит на нет прежде весьма важная составляющая взаимодействия ЮНИДО с Россией, которая основывается на использовании средств Глобального экологического фонда. Так, в текущем году ЮНИДО завершает осуществление последних двух крупных проектов ГЭФ в нашей стране с общим бюджетом 9,95 млн. долларов. Один из них реализуется для содействия в выполнении обязательств по Монреальскому протоколу о веществах, разрушающих озоновый слой, и выводе хлорфторуглеродов из использования при производстве ингаляторов. 
В рамках другого проекта в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях разрабатываются и реализуются мероприятия по безопасной утилизации полихлорбифенилов (ПХБ) на ОАО «РЖД» и других российских предприятиях, использующих ПХБ.

Индия, чей годовой начисленный взнос cоставляет порядка 0,86 млн. долларов, или 1,23% регулярного бюджета ЮНИДО, выстраивает свое взаимодействие с этой организацией вокруг продвижения инициативы «Делай в Индии». Индия занимает одно из первых мест среди стран - членов ЮНИДО по масштабам получаемой технической помощи. Так, в рамках страновой программы ЮНИДО для Индии на 2013-2017 годы осуществлялось 24 проекта с общим бюджетом 96 млн. долларов. При этом было привлечено дополнительное софинансирование на сумму 373 млн. долларов со стороны правительства Индии и индийского частного сектора, и, таким образом, объем техсотрудничества ЮНИДО с Индией достиг 473 млн. долларов. В нынешнем году в Индии осуществляется 15 проектов ЮНИДО с общим бюджетом 77,26 млн. долларов.

Помимо начисленного взноса, Индия выплачивает ежегодно добровольный взнос в Фонд промышленного развития ЮНИДО в размере 1,2 млн. долларов, из которых 1,1 млн. долларов используются для технической помощи самой Индии и 0,1 млн. долларов - для оказания техсодействия другим развивающимся странам.

В Нью-Дели активно работает региональное представительство ЮНИДО, которое, помимо Индии, обеспечивает взаимодействие этой организации с Афганистаном, Бангладеш, Мальдивской Республикой, Бутаном и Шри-Ланкой. В индийской столице также открыт Международный центр по инклюзивному устойчивому промышленному развитию, ведущий активную работу как в Индии, так и в других развивающихся странах.

КНР, чей годовой начисленный взнос в размере порядка 9,2 млн. долларов составляет 13,218% регулярного бюджета ЮНИДО, является как одним из главных получателей техсодействия по линии этой организации, так и одним из основных доноров и поставщиков внебюджетных финансовых ресурсов, обеспечивающих ее проектную деятельность в других развивающихся странах.

В Китае осуществляется рассчитанная на 2016-2020 годы весьма масштабная, сопоставимая только с индийской страновая программа ЮНИДО. В ее рамках в настоящее время реализуется 21 проект с совокупным бюджетом порядка 114 млн. долларов. Основные приоритеты программы - переход к «зеленой экономике», безопасность продуктов питания и продвижение концепции инклюзивного устойчивого промышленного развития в странах, которые входят в морскую и сухопутную составляющие «Шелкового пути».

Финансирование программы осуществляется в основном за счет средств ГЭФ (48 млн. долл.), Фонда Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (60 млн. долл.), Италии (0,9 млн. долл.) и самой КНР (в общей сложности порядка 5 млн. долл.).

Начиная с 80-х годов прошлого века Китай ежегодно добровольно вносит определенные средства в Фонд промышленного развития ЮНИДО, которые используются для внебюджетного финансирования технической помощи другим развивающимся странам. И если вначале эти взносы исчислялись сотнями тысяч долларов, то после назначения в 2013 году на пост гендиректора ЮНИДО гражданина КНР Ли Юна их размер был доведен в течение 2013-2016 годов до 5 млн. долларов в год.

КНР также оказывает разнообразную техническую помощь развивающимся странам через созданную на ее территории широкую сеть центров ЮНИДО. В нее входят региональный Центр ЮНИДО в Пекине (обеспечивает также сотрудничество этой организации с Монголией и КНДР), два центра по поощрению инвестиций и продвижению технологий (Пекин и Шанхай), Китайский центр чистого производства (Пекин), биржи субконтрактных услуг в области промышленности и партнерских обменов (Сиань и Чинквин), Международный центр по малой гидроэнергетике (Ханчжоу), Международный центр по продвижению и передаче технологий в области использования солнечной энергии (Ланьчжоу), Международный центр по продвижению технологий (Шеньчжень), Международный центр по продвижению технологий в области материаловедения (Пекин), Международный центр сотрудничества в области промышленного развития по линии Юг - Юг (Пекин).

ЮАР, чей годовой начисленный взнос составляет порядка 0,4 млн. долларов, или 0,607% регулярного бюджета ЮНИДО, выстраивает свое сотрудничество с этой организацией с упором на привлечение ее технического содействия в различных сферах в рамках ее мандата. Так, в настоящее время ЮНИДО реализует в ЮАР девять проектов с совокупным бюджетом в 20,7 млн. долларов. Основными сферами приложения этих средств являются использование возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и развитие фармацевтической промышленности. Главные доноры - Еврокомиссия, ГЭФ, Фонд Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и Швейцария.

Успешное взаимодействие стран БРИКС с ЮНИДО на двусторонней основе создает объективные предпосылки для выдвижения и реализации инициатив по использованию этой организации для углубления и расширения сотрудничества в сфере промышленного развития внутри БРИКС, а также для реализации проектов в формате «БРИКС плюс».

Первой инициативой такого рода стало проведение в Вене в 2012 году «на полях» 40-й сессии Совета по промышленному развитию ЮНИДО «круглого стола» «Устойчивое промышленное развитие. Опыт стран БРИКС в создании рабочих мест, внедрении инноваций и обеспечении своей конкурентоспособности». Затем последовал «круглый стол» о вкладе стран БРИКС и других развивающихся экономик в обеспечение устойчивого инклюзивного развития наименее развитых стран, организованный в 2013 году в Лиме «на полях» 15-й сессии Генконференции ЮНИДО.

ЮНИДО приняла участие в подготовке издания Оксфордским университетом в 2015 году комплексного исследования о структурных изменениях в развитии экономик стран - участниц БРИКС с упором на роль обрабатывающей промышленности. В монографии анализируется соответствующая динамика за последние 30 лет с точки зрения как наличия совпадающих черт в профильных параметрах, так и имеющихся различий, а также вытекающих из опыта государств БРИКС уроков для развивающихся стран.

Первой страной БРИКС, взявшей на себя финансирование разработки и реализацию проектов ЮНИДО, ориентированных на повышение практической отдачи от сотрудничества в рамках «пятерки» на площадке Организации, стала Россия. Так, наша страна профинансировала проведение в июле 2015 года в Кито (Эквадор) семинара «Укрепление международных союзов на глобальном рынке», в котором, помимо экспертов из стран БРИКС, приняли участие представители агентств по развитию экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Евразийского экономического союза - в общей сложности 75 участников из 32 государств. При этом основное внимание было уделено малым и средним предприятиям - основным генераторам наращивания доходов и создания дополнительных рабочих мест - и обеспечению их возможностью получать из «первых рук» информацию о требованиях, предъявляемых к экспортируемой и импортируемой промышленной продукции.

За счет российского добровольного взноса в Фонд промышленного развития ЮНИДО был осуществлен также проект «Партнерство России и Бразилии в области технологий и инноваций для развития малых и средних предприятий с перспективой его расширения и на другие страны БРИКС». В рамках этого проекта было оказано содействие достижению и реализации договоренностей между российской компанией «Новас Инжениринг» и бразильской компанией «Петро Реконкаво» о применении российской технологии плазменно-импульсного воздействия в целях повышения нефтедобычи на месторождениях в Бразилии. Параллельно при поддержке ЮНИДО состоялась передача бразильской компанией «Пурком» российской компании «НВП Владипур» бразильской технологии производства пенополиуретановых систем и изделий на базе метилформиата.

Важным достижением проекта ЮНИДО по обмену технологиями между Россией и Бразилией стало также создание первого интернет-портала для обмена технологиями между странами БРИКС и определение новых потенциальных партнеров в странах «пятерки» в целях расширения работы в сфере технологического обмена.

В частности, в Южно-Африканской Республике соответствующую заинтересованность во взаимодействии с ЮНИДО и другими странами БРИКС проявили Корпорация промышленного развития и Агентство технологий и инноваций ЮАР.

В Индии 11 организаций, включая Ассоциацию торгово-промышленных палат (АТПП), Банк поддержки развития малых предприятий и ряд крупнейших научных центров страны, выразили готовность к совместной работе на основе проекта по обмену технологиями между Россией и Бразилией. При этом АТПП заявила о возможности подключения созданного ею портала для поддержки малых предприятий Индии к уже созданной ЮНИДО платформе по обмену технологиями.

В Китае в качестве возможных партнеров в формировании интернет-платформы по обмену технологиями между странами БРИКС обозначились Международная сеть по обмену технологиями, провинциальные власти Пекина и Шанхая, а также целый ряд крупнейших научных учреждений. Были назначены представители правительств стран БРИКС для дальнейшей работы по созданию указанной интернет-платформы.

Вслед за Россией заметную активность в налаживании сотрудничества между странами БРИКС на площадке ЮНИДО стала проявлять КНР. Пекин финансировал разработку и осуществление проекта по развитию электронной торговли между Китаем и другими странами БРИКС. В рамках этого проекта в 2016-2017 годах были проведены семинары по вопросам развития электронной торговли в Индии, Китае, Бразилии и России, подготовлены национальные тематические доклады, а также разработан во взаимодействии с национальными экспертами и другими международными организациями онлайновый учебный курс по тематике электронной торговли для малых и средних предприятий.

Кроме того, состоялись два профильных мероприятия ЮНИДО в формате «БРИКС плюс». Первое было организовано ЮНИДО в сентябре 2017 года в Сямыне (КНР) а рамках проходившего там Делового форума БРИКС. В видеообращении к его участникам генеральный директор ЮНИДО Ли Юн подчеркнул, что развитие электронной торговли обладает большим потенциалом для обеспечения инклюзивного роста в рамках реализации инициативы «Шелкового пути». Второе прошло «на полях» международной выставки «China International Import Expo» в Шанхае в ноябре 2018 года. На нем ЮНИДО и Шанхайская академия наук представили доклад о развитии электронной торговли в сфере малого и среднего предпринимательства в странах БРИКС, а также количественный глобальный индекс развития электронной торговли, в котором был дан анализ соответствующих статистических данных более чем о 70 странах.

Дополнительные возможности для более эффективного использования странами БРИКС потенциала ЮНИДО может предоставить задействование уже имеющихся заделов, в частности в области технологического обмена и электронной торговли. При этом речь может идти и о реализации новых проектных предложений, в том числе с учетом проявленной одной российской компанией готовности создать и поддерживать с помощью ЮНИДО на базе уже функционирующего интернет-портала электронную базу по обмену технологиями между странами БРИКС.

Есть и другие, подготовленные по просьбе стран БРИКС проектные инициативы, которые при соответствующем финансировании могут трансформироваться в проекты ЮНИДО. К их числу относятся содействие налаживанию сотрудничества между странами БРИКС в области утилизации бытовых отходов для выработки электроэнергии, а также помощь в разработке мер по гармонизации систем товарной стандартизации стран БРИКС для устранения барьеров в торговле между ними.

В то же время есть предпосылки и для того, чтобы поднять сотрудничество стран БРИКС с ЮНИДО на качественно более высокий уровень. В частности, в итоговом документе состоявшейся в Ханчжоу (КНР) в июле 2017 года встречи министров промышленности стран «пятерки» была поставлена задача наращивать кооперацию с ЮНИДО в вопросах создания механизма поддержки такого рода министерских совещаний. Данная инициатива может приобрести еще большую масштабность в контексте выдвинутого в ходе южноафриканского председательства в БРИКС в 2018 году КНР и ЮАР предложения о создании Партнерства БРИКС по проблематике новой промышленной революции (НПР). Оно получило принципиальную поддержку и в совместном заявлении министров промышленности стран БРИКС, и в итоговом документе X саммита БРИКС в Йоханнесбурге.

В качестве приоритетов указанного партнерства определены координация политики по вопросам НПР, сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров, обмен информацией и лучшими практиками в области цифровизации, наращивание потенциала, реализация проектов, обеспечивающих инклюзивный и сбалансированный рост, обеспечение синергии, в том числе в области использования персонала и финансовых ресурсов. Имеется в виду, что работа по созданию данного партнерства будет проводиться в тесном контакте с Деловым советом БРИКС.

Одним из ключевых элементов создания Партнерства по НПР (ПНПР) является формирование соответствующей Консультативной группы с участием официальных представителей стран БРИКС, экспертов и других заинтересованных организаций.

ЮНИДО могла бы стать эффективным подспорьем для стран БРИКС в создании ПНПР. Такая роль полностью вписывалась бы в мандат Организации. При этом открывались бы широкие возможности для углубления и расширения взаимодействия с ЮНИДО Делового совета и Нового банка развития (НБР) БРИКС. Так, отмечаются перспективы сотрудничества банка с ЮНИДО в исследовательской работе по вопросам промышленного развития, а также в проектной деятельности в связи c созданием НБР Фонда по разработке проектов.

Важно также то, что Организация располагает необходимой экспертизой по новой промышленной революции и опытом проведения соответствующих мероприятий. В частности, в 2016 году по просьбе китайского председательства в «Группе двадцати» ЮНИДО подготовила доклад о проблемах индустриализации в Африке и наименее развитых странах, а также план действий по продвижению инклюзивного устойчивого промышленного развития на африканском континенте и использованию преимуществ новой промышленной революции. Кроме того, мероприятия по тематике НПР проводились под эгидой ЮНИДО в различных форматах в Вашингтоне и Йоханнесбурге.

Следует также учитывать то, что, хотя в БРИКС нет ни практики создания постоянно действующих секретариатов, ни каких-либо планов на сей счет, в контексте организации работы Консультативной группы по ПНПР может возникнуть необходимость создания механизма, который бы обеспечивал должную преемственность и последовательность в работе. В этой связи может оказаться востребованным успешный опыт работы ЮНИДО в качестве секретариата такой крупной международной инициативы, как Консультативная сеть для частного финансирования (Private Financing Advisory Network), в рамках которой уже мобилизовано 1,2 млрд. долларов для реализации 87 проектов в области «чистой энергетики» в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Партнерами и участниками сети являются такие страны, как США, Китай, Германия, Канада, Япония, Швеция, Норвегия, а также Азиатский банк развития, другие институты развития и коммерческие банки.

Резюмируя, можно сказать, что у стран БРИКС есть широкие возможности для повышения практической отдачи от взаимодействия с ЮНИДО в контексте своих усилий по достижению Целей устойчивого развития и реализации Повестки дня 2030, не только за счет двусторонних трэков своего сотрудничества с этой организацией. Весомые результаты могут быть достигнуты также путем наращивания поддержки многосторонних инициатив на площадке ЮНИДО в рамках «пятерки» и в формате «БРИКС плюс», а также использования ее потенциала для реализации масштабных планов объединения в контексте кооперации по проблематике новой промышленной революции.


Вернуться назад