ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Гендерная обусловленность субъектно-объектных отношений: реверсия фемининного/маскулинного как отношения власти в (пост)современной интерпретации культурных текстов

Екатерина ШАПИНСКАЯ
Гендерная обусловленность субъектно-объектных отношений: реверсия фемининного/маскулинного как отношения власти в (пост)современной интерпретации культурных текстов


01 декабря 2014

ШАПИНСКАЯ Екатерина Николаевна / Ekaterina SHAPINSKAYA

Россия, Москва.
Российский институт культурологии.
Главный научный сотрудник.
Доктор философских наук, профессор.

Russia, Moscow.
Russian Institute for Cultural Research.
Chief researcher. PhD in Philosophy, professor.
reenash@mail.ru

 

Статья посвящена анализу субъектно-объектных отношений с точки зрения гендерной обусловленности. В течение многих веков в оппозиции «маскулинное/фемининное» роль господствующего субъекта отводилась мужчине, что нашло отражение как в многочисленных культурных практиках, так и в пространстве репрезентации. Изменения в культуре последних десятилетий, связанных с глобализацией, культурным плюрализмом, реабилитацией Другого, активизацией феминистского движения как в социокультурных практиках, так и в теоретической рефлексии, привели к смене ролей в гендерных отношениях вплоть до деконструкции одного из базовых бинаризмов человечества. В области репрезентации это выразилось в реверсиии традиционных ролей мужчины как субъекта творчества, а женщины как его объекта или медиатора. Все больше женщин стали добиваться успеха в областях, долгое время считавшихся привилегией мужчин. Распространение женского авторства, в свою очередь, привело к пересмотру многих репрезентативных стратегий и семантического наполнения культурных текстов, вошедших в классику художественной культуры. Прочтение таких текстов с точки зрения фемининности во многом деконструировало традиционные образы и сюжеты, показав их как объекты «женского взгляда» и постмодернистской иронии. В статье рассматриваются два архетипичных образа, являющихся до сих пор популярными в художественной культуре — Дон Жуан и Кармен. Показана роль этих образов в пространстве гендерных отношений как моделей традиционной и реверсированной оппозиции фемининности/маскулинности. Анализ репрезентации Дон Жуана и Кармен на сцене режиссером, являющимся примером гендерно сконструированной субъективности, проведен на примере творчества Франчески Замбеллы и двух поставленных ей спектаклей: «Кармен» (2006) и «Дон Джованни» (2008). В статье делается вывод о важности гендерной составляющей в субъекте культурного производства для понимания сложных явлений современной культуры

Gender Determination of Subject- Object relations: Reversion of Feminine/ Masculine as a Power Relation in the (Post)

Modern Interpretation of Culture The article presents an analysis of subject-object relations from the point of view of gender determination. Over the centuries, the dominating role in the "Masculine/Feminine" opposition was that of the male, reflected in numerous cultural practices and in the space of representation. The cultural changes of the last decades - together with globalizaton, cultural pluralism, rehabilitation of the Other, the activization of the women's movement, as regards social and cultural practices, as well as theoretical reflection — has brought about a shift of roles in gender relations, up to the deconstruction of one of the basic binarisms of mankind. In the field of representation, this was expressed in the reversal of traditional roles of Man, as the subject of creativity and Woman, as its object or mediator. More and more women have become successful in fields that had long been considered the privileged territory of men. The spread of female authorship, in its turn, has also led to the reconsidering of many representational strategies and semantic fields of cultural texts considered literary classics. Reading such texts from a feminine point of view in many ways has served to deconstruct traditional figures and plots, presenting them as the objects of "feminine gaze" and postmodern irony. Two archetypal figures, still very popular in cultural production - Don Juan and Carmen — are discussed in the article. Their role in gendered cultural space as models of traditional and reversed Masculine/Feminine opposition is discussed. The analysis of stage representations of Don Juan and Carmen by a director personifying subjective gender construction has been carried out on the basis of the work of Francesca Zambello and her two productions: "Carmen" (2006) and "Don Giovanni" (2008). The article’s соnclusion discusses the importance of the gender aspect relating to the importance of cultural production in understanding contemporary culture.


Вернуться назад