ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Субъективация как субъекция

Елена КРАСНУХИНА
Субъективация как субъекция


01 декабря 2014

КРАСНУХИНА Елена Константиновна / Elena KRASNUKHINA

Россия, Санкт-Петербург.
Санкт-Петербургский государственный университет.
Доцент кафедры социальной философии и философии истории.
Кандидат философских наук, доцент.

Russia, Saint Petersburg.
Saint Petersburg State University.
Associate Professor of the Department of social philosophy and philosophy of history.
Associate Professor, PhD.
lenakras@yandex.ru

Предметом обсуждения в статье становится соотношение близких, но не синонимичных, терминов «субъективация» — становление субъектом, «субъекция» — подчинение, «субъективность» — реальность внутренняя и идеальная и «субъект» — лингвистическое условие существования индивида. Проведенный в статье анализ показывает, что существует несколько философских дискурсов субъектности существования, а именно: субъектности как субъекции или подчинения, субъектности как интерсубъективности желания, субъектности как власти над собой или контроля разума над чувственностью и субъектности как суверенности или господства. Связь процесса субъективации с вопросами власти и желания прослеживается во всех вариантах его тематизации. В статье анализируется различие между концептом субъекта в классической европейской метафизике и структуралистскими и семиотическими идеями Мишеля Фуко, Джудит Батлер, Юлии Кристевой, Луи Альтюссера и Рене Жирара, касающимися процессе становления субъекта. В современной философии субъект превращается из идеальной субстанции и неизменной сущности в образование динамичное, телесное, фрагментированное, связанное со структурами языка

“Subjectivation” as Subjection

The article discusses the relation between the close, but not synonymous, terms "subjectivation" — the becoming of a subject; "subjection" — subordination, "subjectivity" — the inner reality vs. the ideal reality;, and the “subject” — the linguistic condition of individual existence. The article’s analysis shows that there are various philosophical discourses about the subjectivity of existence, namely: subjectivity as subjection or subordination; subjectivity as the inter-subjectivity of desires; subjectivity as mastery over oneself or control of the mind over sensuality and subjectivity, as sovereign or dominant. The relationship of the process of subjectivation with regard to issues of power and desire can be traced in all its different thematic variants. The article examines the distinction between the concept of the subject in classical European metaphysics and the structural or semiotic ideas of Michel Foucault, Judith Butler, Julia Kristeva, Louis Althusser and Rene Girard, as they relate to the process of the subject’s formation. In modern philosophy, the subject transforms from an ideal substance and immutable essence into the formation of dynamic, bodily, fragmentation, associated with the structures of language.


Вернуться назад