ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд

Ольга ТАРАСОВА
Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд


22 мая 2019

Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
Профессор кафедры философии, истории и теории искусства
Доктор философских наук, доцент

 

Статья посвящена анализу актуальных мировоззренческих проблем культуры, искусства, социальной истории и философии ХХ века. В том числе – особенностям соотношения потребительского существования и творческого созидания как нравственного выбора человека-индивида в западной цивилизации на примере творчества Айн Ренд. 
Каждая культура и цивилизация вырабатывают свое отношение ко времени, учатся его хранить, производить, тратить, ускорять или замедлять. Каждая культура вырабатывает свое отношение и к историческому времени, и к исторической памяти. Биография – это жанр письменной культуры, письменного типа памяти и мышления, рассказ о том, как настоящее время ускользает в прошлое. Каким образом возможна интерпретация жизнеописания как проекции грядущего, основанного на единстве прошлого, настоящего и будущего?
Айн Ренд (Ayn Rand) или Алиса Зиновьевна Розенбаум (1905-1982) – российская звезда американской литературы ХХ века. Она родилась в Санкт-Петербурге, окончила Ленинградский университет и сценарные курсы ЛГИТМиК, слушала лекции Н.О. Лосского, и возрасте 20 лет эмигрировала в США. Ее художественное и одновременно философское достижение – создание авторской «философии объективизма» или «рационального индивидуализма». Ее лучший роман – «Атлант расправил плечи» (1957) – для Америки, самая читаемая, после Библии, книга. Критика «Атлант» – это женская философская мифология, многомерная, объемная, но не обладающая безупречной целостностью, и не абсолютная. Но как любая художественная мифологическая концептуализация она оказалась способной и к предвидению многих событий ХХ–XXI вв.


Вернуться назад