ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Металепсис как автобиографический прием во французской литературе XVIII века

Вероника АЛТАШИНА
Металепсис как автобиографический прием во французской литературе XVIII века


22 мая 2019

анкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Филологический факультет
Профессор кафедры истории зарубежных литератур
Доктор филологических наук, доцент

 

В статье рассматривается использование металепсиса в качестве автобиографического приема в творчестве французских писателей XVIII века – Дени Дидро и маркиза де Сада. Понятие нарративного металепсиса, предложенное Ж.Женеттом в его книге «Фигуры III», широко применяется в современном западноевропейском литературоведении. В России этот термин до настоящего времени не получил достаточного внимания и освещения, поэтому в статье делается краткий обзор концепций, труднодоступных для отечественных исследователей (Ф. Лавока, Д. Кон, М-Л. Райан и др.). Нарушение повествовательных границ дает возможность писателям XVIII века, Дидро и Саду, не только вставлять свои собственные философские идеи и делать их доступными широкой публике, но и критиковать изнутри просветительскую идеологию благодаря использованию дискурсивного металепсиса. Внутренний металепсис и прием мизанабим дает обоим авторам возможность популяризации своих собственных произведений, выполняя отчасти рекламную функцию. Внешний металепсис позволяет обратиться к фактам жизни автора в целях критики противников и отстаивании правоты собственных оригинальных идей.


Вернуться назад