ИНТЕЛРОС > ку№1, 2019 > Инструментальная база органических процессов в кино и компьютерных играх

Светлана МАРТЫНОВА, Денис БУГАЕВ
Инструментальная база органических процессов в кино и компьютерных играх


14 июня 2020

Светлана Александровна МАРТЫНОВА

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Институт антропологии человека, кафедра философской антропологии и истории философии
Старший преподаватель, кандидат философских наук

 

Денис Сергеевич БУГАЕВ

Независимый исследователь, переводчик, Санкт-Петербург, Россия

В современности проблема рефлексии органического состоит в обнаружении его в различных областях жизни: в культурных ландшафтах, технической реальности, оптике камеры, в пространстве осетевленного и оцифрованного жизненного мира. Значение органики как инструмента или того, что снабжено инструментами, в историческом плане оказалось практически утрачено, однако сейчас наблюдается реактуализация этого значения. Репрезентацию инструментальной базы органического (ИБО) мы рассматриваем на материале продукции, касающейся темы выживания людей на планете Марс. В центре внимания находятся: фильм «Марсианин» (The Martian, 2015, режиссер Ридли Скотт), сериал «Марс» (Mars, 2016, 2018, создатели — Бен Янг Мейсон, Джастин Уилкс) и компьютерная игра «Выживание на Марсе» (Surviving Mars, 2018). Эти произведения, являясь независимыми проектами, опираются на близкий визуальный ряд, предполагают сходные условия пребывания героев на Марсе и техническую среду. Мы приходим к выводу, что в современности компьютерные игры определяют «чувство жизни» человека. Культура больше не находится в оппозиции к природе. «Первая» природа есть культура в той степени, в какой она способна инструментально поддерживать органические процессы. «Вторая» природа также утрачивает свое первоначальное значение. Она отождествляется с органическими процессами, которые для своего осуществления нуждаются в инструментальном сопровождении. Происходит возвращение смысла органики как инструмента. Для того, чтобы организм функционировал с помощью инструментальной базы, она должна быть подобна ему, взять на себя часть его функций .


Вернуться назад