ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Сюжеты советской кинохроники о праздновании юбилеев Октябрьской революции как инструмент формирования исторической памяти

Дмитрий КАРАВАЕВ
Сюжеты советской кинохроники о праздновании юбилеев Октябрьской революции как инструмент формирования исторической памяти


17 июля 2019

Дмитрий Львович КАРАВАЕВ

Научно-исследовательский институт кинематографии ВГИК (НИИК ВГИК), Москва, Россия 
Ведущий научный сотрудник

 

В статье анализируется, как формировался в коллективной памяти образ Октябрьской революции через хроникально-репортажные киносюжеты о юбилейных торжественных мероприятиях в СССР в период с 1922 по 1957 гг., и как в рамках этого периода менялись акценты и приоритеты в формировании данного образа. 
Избрав в качестве объекта исследования хроникально-документальные кинофильмы («В стране Ленина», 1927, «Великий праздник», 1937) и хроникально-репортажные сюжеты в советской кинопериодике (киножурналы «Киноправда», «Совкиножурнал», «Новости дня», специальные юбилейные выпуски кинохроники – «ХХХ Октябрь», «XXXV Октябрь»), автор произвел анализ их звукозрительного ряда на основе просмотра пленочных фильмокопий в РГАКФД. В ходе анализа главное внимание было обращено на присутствие в праздничном мероприятии известных исторических персон – политических деятелей (И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого, Н.С.Хрущева, Н.А.Булганина, Л.П.Берии, К.Е.Ворошилова и др.); их статус в самом мероприятии и отображение этого статуса в кинодокументе; событийную канву мероприятия, участие в нем народных масс, атмосферу и атрибутику празднеств, общий социальный фон. Особое внимание было уделено специфически кинематографическим средствам отображения юбилейных мероприятий (дикторскому тексту, титрам, музыкальному оформлению, монтажу, планам и ракурсам съемки и т.д.), сопоставлению информационного содержания и образного решения фильма.
В итоге проведенного анализа автор делает вывод, что отображение кинохроникой памятных мероприятий, связанных с юбилеями Октябрьской революции, имело, прежде всего, конъюнктурную сервильно-пропагандистскую функцию. Для партийно-государственного аппарата, который выступал и как организатор мемориальных мероприятий, и как заказчик кинохроники о них, важно было не закрепить в сознании зрительской массы ряд «образов-напоминаний» о событиях и персонах Октябрьской революции, а утвердить в том же массовом сознании, что проекцией идеологии и фактологии Октября, его олицетворением является актуальная для данной эпохи политическая элита.


Вернуться назад