ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Германская пропаганда военного времени, революция в России и киноархивы. Фрагментарное наследие

Александр Цоллер
Германская пропаганда военного времени, революция в России и киноархивы. Фрагментарное наследие


17 июля 2019

Александр Цоллер

Киноуниверситет Бабельсберг, Бабельсберг, Германия 
Докторант, стипендиат Бранденбургского центра медийных исследований (ZeM)

 

В период Первой мировой войны кинопропаганда характеризовалась намеренной заменой военных корреспондентов из гражданской среды репортёрами, фотографами и кинооператорами, контролируемыми государством. Для того, чтобы установить монополию на все виды военного кино- и фоторепортажа в Германии было организовано Фото- и киноуправление (БУФА), что дало германским военным возможность осуществлять значительный контроль над изображением войны и проложило путь для использования кино как инструмента воздействия на массовую аудиторию. В 1918 году, в результате революции в России и последовавшего за ней Брест-Литовского мирного договора, германские военные кинооператоры были размещены на новых оккупированных территориях Балтии, Украины и даже Кавказа. Хотя это размещение было недолговременным (оно закончилось вместе с перемирием между Германией и Антантой от 11 ноября 1918 года), результатом его стал ряд короткометражных документальных фильмов, снятых на территории бывшей Российской империи. Первоначально эти фильмы распространялись БУФА, непосредственным предшественником кинокомпании «УФА (Универсум Фильм Акциенгезельшафт)». После 1918 года эти фильмы снова стали показываться – уже в Веймарской республике, несмотря на то, что их первоначальной целью была пропаганда войны; и даже в наши дни они используются в качестве иллюстративного материала в коммерческой кино- и телепродукции о Первой мировой войне. Предлагаемая статья анализирует деятельность БУФА, вышеупомянутый вид фильмов и отношение к ним в киноархивах до настоящего времени. Автор статьи утверждает, что продукция БУФА стала переходной для двух очень разных архивных, политических и идеологических систем и что она может служить примером изменений в том, какое значение и какая историческая ценность придавались историческим фильмам на разных стадиях общественно-культурных трансформаций, имевших место в ХХ столетии.


Вернуться назад