ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Советский конструктивизм и теория нового видения Ласло Мохой-Надя: различие в понимании смысла культурной революции

Борис РЕЙФМАН
Советский конструктивизм и теория нового видения Ласло Мохой-Надя: различие в понимании смысла культурной революции


17 июля 2019

Борис Викторович РЕЙФМАН

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия 
Факультет культурологии, кафедра истории и теории культуры 
Доцент, кандидат культурологии

 

В статье сопоставляются программы революционного изменения общества и культуры, предложенные советским конструктивизмом и теорией нового видения Ласло Мохой-Надя. Рассматривается связь этих программ с «антизнаковыми» установками европейского авангардистского искусства, выражавшимися в стремлении авангардистов к освобождению своих произведений от какой-либо иконографии, символики, любого содержания, которое бы выходило за пределы видимой поверхности картины или экрана. Главным мировоззренческим фактором таких установок стало нараставшее с конца XIX в. в только что родившейся в философии жизни иррационалистское противодействие долгому доминированию позитивистской рациональности. Именно в философско-жизненных иррационалистских дискурсах – как своего рода «антропологическом» соответствии позитивистской эпохе и критическому реализму – в реальности последних десятилетий XIX в. был выделен тип внешне, т.е. социально, детерминированного человека, «человека массы». Рассудок и действия такого человека полагались не укорененными в его «жизненной» самости и тотально управляемыми стремлением приспосабливаться к социальным нормам и обстоятельствам. «Жизненная» авангардистская «антизнаковость» художественных теорий и стилей начала XX в. как раз и противостояла этому социологическому приоритету «массового» человека. Однако, как показывается в статье, в отличие от этих иррационалистских авангардистских течений, «антизнаковые» приоритеты и советских конструктивистов, и Л. Мохой-Надя, были ориентированы общими им рационалистическими ценностями. С другой же стороны, при том, что основной целью советского конструктивизма была революционная модернизация социального объекта, нуждающегося в преобразовании, Л. Мохой-Надь, как полагает автор статьи, руководствовался более радикальной идеей преодоления через посредство новых визуальных форм самой субстанциональной субъект-объектной установки европейской культуры.


Вернуться назад