ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Рeволюция — утопия — апокалипсис Социальные аспекты утопического сознания

Ханс ГЮНТЕР
Рeволюция — утопия — апокалипсис Социальные аспекты утопического сознания


16 января 2014

Германия, Билефельд.
Профессор славистики университета города Билефельд

В то время как на Западе марксизм обычно рассматривается на фоне социально-утопического мышления, многие русские авторы начала ХХ века были склонны видеть в нем скорее хилиастическое направление. Это объясняется тем, что в русской культуре того времени религиозные представления, в частности эсхатологическое учение о конце истории, играли намного большую роль, чем в Европе. В статье исследуются эсхатологические и утопические представления в русской религиозной философии

 

Germany, Bielefeld. 

Universität Bielefeld, Professor of Slavic philology

 

 

European philosophy tends to regard Marxism as a form of social-utopian thinking, but many Russian writers of the early 20th century tended to see this trend in chiliastic direction. This fact can be explained by the fact that in the Russian culture of the time, religious beliefs, especially the eschatological doctrine of the end of history, played a much larger role than in Europe. The article investigates eschatological and utopian views in Russian religious philosophy

 

В то время как на Западе марксизм обычно рассматривается на фоне социально-утопического мышления, многие русские авторы начала ХХ века были склонны видеть в нем скорее хилиастическое направление. Это объясняется тем, что в русской культуре того времени религиозные представления, в частности эсхатологическое учение о конце истории, играли намного большую роль, чем в Европе. Из-за исторической запоздалости России адаптация марксизма происходила в условиях, коренным образом отличавшихся от социальной и духовной ситуации в Европе. В предисловии к русскому изданию книги «Предшественники новейшего социализма» (1907) Карл Каутский пишет, что «нигде оппозиционные секты, порожденные христианством, до самой реформации включительно, не могут встретить столько понимания и интереса, как в России, в которой и доныне еще существуют религиозные секты, носящие такой же характер. То, что для нас в Западной Европе представляет собою только исторический интерес, — то в России является средством для уразумения известной доли настоящего». По мнению Каутского, социалистическое движение завершит то, «что сделать тщетно пытался своими детскими, неумелыми руками религиозный коммунизм»


Вернуться назад