ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Топос и телос петербургской утопии: Николай Федоров

Любовь БУГАЕВА
Топос и телос петербургской утопии: Николай Федоров


17 января 2014

Россия, Санкт-Петербург.
Санкт-Петербургский государственный университет, филологический факультет.
Доцент, кандидат филологических наук.
Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии. Старший научный сотрудник

В статье на примере повести журналиста Николая Федорова «Вечер в 2217 году» (1906) конструируется семиотическое пространство петербургской утопии, в котором реальная и магическая география Петербурга оказываются тесно связанными. Повесть Н. Федорова перекликается с утопией Э. Беллами «Взгляд назад» (1888) и рисует в петербургском пространстве негативный образ общества будущего

Russia, St. Petersburg

St. Petersburg State University, Faculty of Philology. Associate Professor, Ph.D.
St. Petersburg branch of the Russian Institute of Cultural Research. Researcher.
ldbugaeva@gmail.com


Topos and Telos of St. Petersburg’s Utopia: Nikolai Fedorov
The author constructs the semiotic space of the St. Petersburg utopia, taking as an example Nikolai Fedorov’s story “An Evening in 2227” (1906). In this space, the real and magical geographies of St. Petersburg are intertwined. N. Fedorov’s story echoes E. Bellamy’s “Looking Backward: 2000-1887” (1888), and creates, in the St. Petersburg space, a negative image of the future world


Начало ХХ века, Прекрасная эпоха, обычно определяется как «золотой век» в развитии новых технологий, естественных наук, медицины, новых направлений в искусстве и литературе. В то же время Прекрасная эпоха — это период, в который происходит интенсивное создание утопий, когда взгляд писателей оказывается нацеленным не на бурное развитие европейского общества «здесь и сейчас», а на различные варианты будущего, результирующиеся из данного «здесь и сейчас».
Именно в этот период в Европе и в России одна за другой публикуются утопии: Эдвард Беллами «Взгляд назад» (Edward Bellamy “Looking Backward”, 1888), Уильям Моррис «Вести ниоткуда» (William Morris “News from Nowhere”, 1890), Эбенезер Говард «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (Ebenezer Howard “To-Morrow: A Peaceful Path to Real Reform”, 1898; 2-е изд. «Города-сады будущего» / “Garden Cities of To-morrow”), Герберт Уэллс «Современная утопия» (H. G. Wells “A Modern Utopia”, 1905); Н.Н. Шелонский «В мире будущего» (1892), Порфирий Инфантьев «На другой планете» (1901), К. С. Мережковский «Рай земной, или Сон в зимнюю ночь (Сказка-утопия XVII века)» (1903), Н.Д. Федоров «Вечер в 2217 году» (1906), Александр Богданов «Красная звезда» (1908) и многие другие. В период бурного технического прогресса в утопической литературе на первый план выдвигаются не проблемы технического развития, но проблемы биологии: получает развитие тема евгеники, в литературе берущая начало в «Утопии» Т. Мора и «Республике» Платона, а в науке оформившаяся как учение в 1860-е гг. в работах Фрэнсиса Гальтона1. Впрочем, обсуждение проблем человеческой селекции оказывается тесно связанным с обсуждением эволюционных теорий человека и общества в целом.


Вернуться назад