ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Утопия и антиутопия в мировом кинематографе

Кирилл РАЗЛОГОВ
Утопия и антиутопия в мировом кинематографе


17 января 2014

Россия, Москва.
Российский институт культурологии. Директор.
Доктор искусствоведения, академик РАЕН.

Председатель редакционного совета «Международного журнала исследований культуры» Утопическое сознание в кино проявляется в самых разных национальных школах и жанровых симбиозах с первых лет существования «седьмого искусства». В статье прослеживаются трансформации киноутопий от «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса или «Метрополиса» Фрица Ланга до новейших вариаций на темы «Властелина колец» или «Звездных войн» и их периодические колебания в сторону антиутопий и обратно к классическим образцам. Особое внимание уделяется утопическим конструкциям в политических по сути фильмах, как в России («Аэлита» Якова Протазанова»), так и за ее пределами (несколько экранизаций романа Джорджа Оруэлла «1984»).

 

Russia, Moskow.
Russian Institute for Cultural Research. Director.
PhD. Head of the Editorial Council of International Journal of Cultural Research
Utopia and Dystopia in World Cinema

Utopian mentality has manifested itself on screen in different national cinemas and a variety of genre symbioses. The article follows the transformations of film utopias from Journey to the Moon by Georges Melies or Fritz Lang’s Metropolis to the newest variations of Lord of the Rings or Star Wars, including periodic shifts to dystopias and back to the classic utopias. Particular attention is given to utopian constructions in fundamentally political films in Russia (“Aelita” by Jacob Protazanov) as well as abroad (several adaptations of George Orwell’s “1984”).


Утопическое сознание в кино проявляется в самых различных жанровых симбиозах, неожиданно появляясь за поворотом там, где ты его не ожидаешь. Начиналось все с феерий Жоржа Мельеса, который использовал свое безудержное воображение для создания вымышленных миров. Одна из самых знаменитых его картин «Путешествие на луну» (1902) предлагала иронич- ное прочтение классического сюжета Жюля Верна и сталкивала путников на Луне с персонифицированными небесными тела- ми, которые побуждали их взаимодействовать определенным образом. Лунная утопия как будто отвечала утопии земной, где, на радость зрителям, ядро в жерло пушки вталкивали миловид- ные танцовщицы и земная цивилизация представала забавным симбиозом убеленных сединами ученых и юных красавиц, — почти что идеальная организация общества


Вернуться назад