ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Утопия и антиутопия в мировом кинематографе Кирилл РАЗЛОГОВ
|
Россия, Москва. Председатель редакционного совета «Международного журнала исследований культуры» Утопическое сознание в кино проявляется в самых разных национальных школах и жанровых симбиозах с первых лет существования «седьмого искусства». В статье прослеживаются трансформации киноутопий от «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса или «Метрополиса» Фрица Ланга до новейших вариаций на темы «Властелина колец» или «Звездных войн» и их периодические колебания в сторону антиутопий и обратно к классическим образцам. Особое внимание уделяется утопическим конструкциям в политических по сути фильмах, как в России («Аэлита» Якова Протазанова»), так и за ее пределами (несколько экранизаций романа Джорджа Оруэлла «1984»).
Russia, Moskow. Utopian mentality has manifested itself on screen in different national cinemas and a variety of genre symbioses. The article follows the transformations of film utopias from Journey to the Moon by Georges Melies or Fritz Lang’s Metropolis to the newest variations of Lord of the Rings or Star Wars, including periodic shifts to dystopias and back to the classic utopias. Particular attention is given to utopian constructions in fundamentally political films in Russia (“Aelita” by Jacob Protazanov) as well as abroad (several adaptations of George Orwell’s “1984”).
Вернуться назад |