ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Луддиты в современной культурной индустрии. Пермский кейс

Андрей КАБАЦКОВ
Луддиты в современной культурной индустрии. Пермский кейс


27 марта 2019

Андрей Николаевич КАБАЦКОВ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия 
Социально- гуманитарный факультет 
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук

 

Луддиты – это исторический термин, описывающий типаж ремесленника, утратившего свой цеховой статус, экономическую самостоятельность и позиции в процессе промышленного переворота. Пермский кейс позволяет применить данный термин к ситуации внедрения массовых культурных индустрий в современный город. 

В современном обществе галерея представляет собой специализированную фабрику по производству искусства. Она организует художественную активность людей искусства, вырабатывает правила различения предметов искусства, создает центр притяжения для художников, их агентов и продюсеров. Схожие функции выполняют современные театры, музеи, книжные ярмарки и выставочные центры. 
В работе представлен анализ практик сопротивления, которыми местное отделение Союза художников России, отдельные литераторы и журналисты встретило проект развития в г. Перми музея современного искусства PERMM и программу поддержки культурных индустрий. Показано рождение из публичной перепалки в прессе идеологии сопротивления культурному вторжению. Стержнем идеологии сопротивления стала идея конструирования локальной территориальной идентичности, духовной самобытности и хранения традиций горнозаводской цивилизации (А. Иванов). Это позволило представить противостояние как конфликт космополитов, коммерсантов от искусства и хранителей народных традиций. 
Причина поражения культуртрегеров – неспособность мобилизовать горожан. Отведя им роль зрителей, власть и инициаторы культурных преобразований превратили их в толпу зевак без собственной социальной позиции. В результате поражения «Пермского культурного проекта» луддиты смогли торжествовать победу (в отличие от своих английских предшественников), а креативные индустрии оказались скомпрометированы.


Вернуться назад