ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Феномен «театральной педагогики» в архитектонике социокультурных процессов начала ХХ века

Вера САДОВНИКОВА
Феномен «театральной педагогики» в архитектонике социокультурных процессов начала ХХ века


27 марта 2019

Вера Николаевна САДОВНИКОВА

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
аспирант

 

В статье рассмотрено понятие «культурные индустрии», его эволюция в исследованиях Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Бернара Мьежа, А. Флиера. Выделяются основные характеристики понятия «культурные индустрии»: комплексность, амбивалентность, противоречивость, массовость и стандартизированность. 
«Культурные индустрии» как явление имеют свою историю и предысторию становления, а в качестве такого предварительного этапа показана история становления в России на рубеже XIX-XX вв. режиссерского театра и специальной подготовки актера для него. Еще в XIX веке театр стал массовым явлением, начала складываться система профессиональной подготовки актера (позиция В. Каратыгина, М. Щепкина и др.). В ХХ веке театр приобрел новые социальные функции: заявил о себе как о «просветительском проекте» по формированию общественного сознания, воспитанию и перевоспитанию масс, стал активным инструментом социализации. Театр активно «вторгся» в поле «культурного производства» – прежде всего, массового производства идей и смыслов. Как следствие, появились различные театральные течения и театральные школы. Особый вклад внес К. С. Станиславский, ставший создателем универсальной системы профессиональной подготовки актера, также стоит выделить авторские школы подготовки актера для «условного театра» Вс. Э. Мейерхольда и театра М. А. Чехова. 
В статье выделены общие черты сложившихся театральных школ, характеризующие их как явление, в отношении которого можно применить термин «культурные индустрии». Отмечена роль процесса урбанизации и потребность населения в развлекательном искусстве, претендующем на элитарность.


Вернуться назад