ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Культурологические проекты современной литературы: две волны русского постмодернизма

Оксана МОРОЗ
Культурологические проекты современной литературы: две волны русского постмодернизма


19 февраля 2017

Российский государственный гуманитарный университет,
Москва, Россия
Доцент кафедры истории и теории культуры,
кандидат культурологии

Постмодернистская литература начала свое институциональное становление в 70-х годах прошлого века. Она была и остается тем модусом культуры, через призму которого артефакты искусства, культуры анализируются как совокупность ризоматически формирующихся феноменов. Регистрируемая популярность постмодернистской оптики объясняется близостью этого проекта и марксистского способа восприятия реальности, близкого отечественному менталитету. Основными анализируемыми авторами в данной статье являются представители двух первых поколений постмодернистов (1970: Вен. Ерофеев, 1980: В. Сорокин). Каждый из них обратился к актуальным для своего времени пограничным состояниям культурного бессознательного. Им удалось сформулировать синкретическую оптику, потенциально превосходящую синтетичность многих научных подходов. Их исследование ментальности русской культуры не только иллюстрирует методологический потенциал культурологии, но и демонстрирует аналитические способности искусства, которые формируют основу собственно научного гуманитарного подхода, осмысляющего мир через призму человеческого.

 

CULTUROLOGICAL PROJECTS OF MODERN LITERATURE:
TWO WAVES OF RUSSIAN POSTMODERN LITERATURE 

Oksana MOROZ

Russian State University for the Humanities, Moscow,
Russia Department of History and Theory of Culture,
Associate Professor,
PhD in Cultural Studies
oxanamol@gmail.com

This article examines specifics of Russian postmodern literature of 1970-1980s. The author draws attention to the key writers` works, which are considered to compose a literature archive of the first two generations of Russian post-modernists. The main aim is to demonstrate the strategies of defamiliarization of reality. The author manages to reveal a number of Russian postmodern literature`s features, which allow nowadays to speak about the social responsibility of the authors` community and about the role played by such literature in the development of social and cultural reality.

 


Вернуться назад