ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Современный музей: коммуникация или коммеморация

Алексей СМИРНОВ
Современный музей: коммуникация или коммеморация


27 ноября 2017

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия 
Институт философии, кафедра культурологии, философии культуры и эстетики 
Доктор философских наук, доцент

Современный музей: коммуникация или коммеморация

В статье обосновывается необходимость создания нового подхода в теории музейной коммуникации, связанного с рассмотрением музея как одной из форм трансляции культурной памяти. Подобное рассмотрение предполагает активное участие музея в практиках коммеморации, для теоретического описания которых невозможно применить коммуникационную модель, активно использовавшуюся в музеологии. Необходимость пересмотра коммуникационной модели музея обосновывается также примерами, рассматривающими корпоративные музеи, – относительно новую форму отечественной музейной работы, а также исторические музеи, с одной стороны, принимающие участие в процессе формирования культурной памяти, но, с другой стороны, способные транслировать политически ангажированные идеологемы. Рассматриваются новые формы музейно-экспозиционной деятельности, в частности, «музеи советского прошлого». Такие музеи невозможно ни адекватно описать в категориях теории музейной коммуникации, ни рассмотреть в качестве инструмента трансляции идеологии. Основным назначением подобных проектов является создание специфического пространства для практик коммеморации.

 

CONTEMPORARY MUSEUM: COMMUNICATION OR COMMEMORATION

Saint-Petersburg State University, Russia

Institute of Philosophy, Department of Cultural Studies,
Philosophy of Culture and Aesthetics

Associate Professor, Doctor of Science (Philosophy)

darapti@mail.ru

It is necessary to create such an approach to the theory of museum communication, which considers the museum as a form of cultural translation memory. This consideration takes into account the active participation of the museum in commemoration practices, which can not be described theoretically using the communication model applied in museology. Revision of the communication model of the museum is confirmed with the examples of corporate museums, a relatively new form of museum work in Russia, as well as historical museums. On the one hand, history museums are involved in the formation of cultural memory, but, on the other hand, they are able to transmit political ideologemes. We also consider new forms of museum activities, in particular, the "museum of the Soviet past". These museums can neither be adequately described in terms of museum communication theory, nor be considered as a tool for translation of ideology. The main purpose of these projects is to create a specific space for commemoration practices.


Вернуться назад