ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Музейный храм

Александр ДРИККЕР, Евгений МАКОВЕЦКИЙ
Музейный храм


27 ноября 2017

Александр Самойлович ДРИККЕР

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия 
Институт философии, кафедра музейного дела и охраны памятников 
Доктор культурологии, профессор

 

Евгений Анатольевич МАКОВЕЦКИЙ

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Институт философии, кафедра музейного дела и охраны памятников 

Доктор философских наук, доцент

Работа посвящена анализу радикальных трансформаций музея в современной культуре. Рассматривается исторический путь музея: причина его рождения исключительно в протестантском мире, формирование музея-храма, который утверждает в пострелигиозном обществе высшие ценности (истины, красоты), явленные в материализованной форме. Соединение идеального и реального, плотского обеспечивает взлет музея-храма, но чревато конфликтом. Собственность, владение, стоимость экспоната определяют музейный институт. В ходе стремительной демократизации святилищ материальность, объектность с её очевидной прагматической ценностью становится убедительней сомнительных вечных истин, предмет – предпочтительней, чем абстрактные идеалы. Музей при воцарении культа вещей получил весьма заметные преференции. Ведь, музеи хранят, исследуют и экспонируют именно вещи, пусть и необычные. Вполне закономерно, что музей выдерживает проверку временем успешней, чем родственные институты памяти (прозябающие архивы, умирающие библиотеки). Мощное давление демократической атмосферы вызывает устойчивый дрейф музея-храма в русло «служения обществу», но здесь гибельная опасность подстерегает музеи-храмы – соблазн редукции, желание вписаться в мир упрощенных музейных предприятий.
На смену музею-храму является актуальный музей, первоочередная цель которого – служение демократическому обществу, посетителю. Цены берут верх над ценностями. Все более явное ослабление музея-храма, его попытки встроиться в современность – свидетельство завершения музейной эры. Всеобщая музеефикация, музейный бум не противоречат этому. Многочисленные разношерстные институты социальной организации досуга, клубы по интересам (которые объединяет лишь увлечение модным музейным брендом) найдут более органичные – немузейные – формы.
Но музей-храм, конечно, останется как памятник удивительной эпохи, важнейший ориентир для поисков новых «вечных» ценностей и возведения новых храмов.

 

 

Alexander DRIKKER

Saint-Petersburg State University, Russia

Institute of Philosophy, Department of Museum Studies and Monument Protection

Professor, Doctor of Science (Cultural Studies) 

asdrikker@mail.ru

 

Eugene MAKOVETSKY

Saint-Petersburg State University, Russia

Institute of Philosophy, Department of Museum Studies and Monument Protection

Associate Professor, Doctor of Science (Philosophy) 

evmak@yandex.ru

MUSEUM TEMPLE

The article is devoted to the analysis of radical transformations of the museum in modern culture. The historical path of the museum is considered: the reason of its birth only in the Protestant world, the forming museum as temple which affirms in post-religious society the supreme values (the truth, beauty) are shown in the materialized form. Connection of ideal and reality provides a rise of the museum temple, but it is fraught with the conflict. Property, posession, cost of museum exhibit initially determine museum institute. During rapid democratization of sanctuaries the materiality with its obvious pragmatical value in the relativistic world becomes more convincing than the doubtful eternal truth, the subject is more preferable than abstract ideals. A cult of things gives museum very noticeable preferences. A museum keeps and exhibits things (although unusual things). It is quite natural that the museum lives in democratic time more successfully, than related institutes of memory (the vegetating archives and dying libraries). Powerful pressure of the democratic atmosphere causes steady drift of the museum temple to «service to society». But in this cozy course disastrous danger traps the museums temples – temptation of a reduction, desire to fit into the world of the simplifications.


Вернуться назад