ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Классический музей: проблемы интерпретации культурного наследия

Марина ЦВЕТАЕВА
Классический музей: проблемы интерпретации культурного наследия


27 ноября 2017

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Институт философии, кафедра музейного дела и охраны памятников
Доктор культрологии, профессор

Классический музей: проблемы интерпретации культурного наследия

В данной статье речь идет о миссии классического музея, сохраняющего материальное и нематериальное наследие, проблемах взаимодействия с религиозной культурой в контексте сотериологических и религиозно-нравственных оснований. Духовно-нравственная проблематика, выраженная в христианской антропологии, классической литературе и искусстве, помогают расширить интерпретационные модели и методы экспонирования культурного наследия, обогатить Музей традиционными для христианского мировоззрения сферами, важными не только для древнерусского и средневекового искусства, но и для классического и современного. Система трихотомического анализа помогает выявить многогранные уровни культуры, особенности духовного и душевного, храмового и секуляризованного мировосприятия. Речь идет о расширении образного языка за счет семантических, духовно-эстетических, драматургических возможностей самой экспозиции, которая становится и символом и текстом и смыслом. На примере творчества Ф.С. Рокотова, представленного в Русском музее, рассматриваются способы интерпретации и экспонирования такого явления как масонство, повлиявшего на многие сферы культуры XVIII- первой половины XIX века. Анализируются семантика барокко и рококо, отраженная в экспозиции.

 

 

 

CLASSICAL MUSEUM: PROBLEMS
OF CULTURAL HERITAGE INTERPRETATION

Marina TSVETAEVA

Saint-Petersburg State University, Russia

Institute of Philosophy, Department of Museum
Studies and Monument Protection

Professor, Doctor of Science (Cultural Studies)

 

mtsvetaeva@rambler.ru

This article investigates the mission of the classical museum to conservate both material and nonmaterial heritage. It also highlights the problems of interaction between religious culture and the museum in the contex of soteriological and religious-moral basis. The spiritual and moral problematic that can be seen in Сhristian anthropology, classical literature and art, help to expand the interpretational models and methods of exposing cultural heritage. They also result in enrichment of the museum with traditional spheres of the Christian world outlook that are crucial not only for creating expositions of Ancient Russian and Medieval art but also classical and contemporary as well.


Вернуться назад