ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Музей и политика памяти

Ольга БЕЗЗУБОВА
Музей и политика памяти


27 ноября 2017

Санкт-Петербургский горный университет, Россия 
Доцент кафедры философии, кандидат философских наук

Музей и политика памяти

Статья посвящена рассмотрению значения музея в контексте культурной и социальной памяти как предмета интереса современного социо-гуманитарного знания. Понятие памяти, соотносимое с понятием истории, позволяет включить в поле исследования личностные, индивидуальные аспекты пережитого опыта. В то же время, в отличие от истории, стремящейся к объективности и беспристрастности, память всегда эмоционально окрашена и предполагает субъективное видение прошлого, а также его моральную оценку. Являясь важным инструментом конструирования групповой солидарности, память приобретает новую роль в современной культуре, ориентированной на отказ от политики унификации. Одновременно, признание права субъекта или группы на собственную идентичность и видение прошлого порождает множество проблем, связанных с необходимостью установления диалога. Кроме того, память о прошлом часто оказывается травмирующей, связанной с трагическими событиями истории, что в ряде случаев приводит к атомизации и нарастанию противостояния в обществе. В этой ситуации музей можно рассматривать как институт, репрезентирующий различные образы прошлого, и одновременно, как важную дискуссионную площадку.

 

 

MUSEUM AND THE MEMORY POLICY

 

Olga BEZZUBOVA

Saint-Petersburg Mining University, Russia

Department of Philosophy, Associate Professor, Ph. D (Philosophy)

 

bezzubova_olga@mail.ru

The article considers the value of museums in context of social and cultural memory as a subject of contemporary social sciences and humanities. The notion of memory compared to the notion of history enables to take under consideration the personal, individual aspects of lived experience. Meanwhile, unlike the history striving for objectivity and impartiality, the memory is always emotional and presupposes a subjective vision of the past and its moral evaluation. Being an important means in construction of the group solidarity, memory gets a new role in contemporary culture characterizing with the reject of unification policy. At the same time recognition a subject’s or a group’s right to their own identity engenders many problems related with the need to establish a dialogue.


Вернуться назад