ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Музей воображаемый vs музей реальный: концепции гипотетических музеев второй половины ХХ века Марина БИРЮКОВА
|
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия Музей воображаемый vs музей реальный: концепции гипотетических музеев второй половины ХХ векаСтатья посвящена феномену возникновения концепций воображаемых музеев во второй половине ХХ века, связанному с проблематичностью эстетической оценки искусства в контексте постмодернистской парадигмы. Оппозиция реального музея и музея воображаемого, предлагающего субъективный взгляд на искусство новейших течений, результировала в научной дискуссии на темы несостоятельности классической эстетики и приоритета личного вкуса (личного суждения) как альтернатива институциональной оценки в контексте существующих музеев. В статье проанализированы концепции гипотетических музеев, включающие как «музеи» теоретиков искусства, философов и кураторов, так и «музеи» художников. Идеи «воображаемого музея» Андре Мальро, «музея обсессий» Харальда Зеемана, «антимузея» Йоханнеса Кладдерса, «музея мыши» Класа Олденбурга явились ответом на неопределённость эстетических требований к современному искусству и ограниченность критериев его оценки.
IMAGINARY MUSEUM VS REAL MUSEUM: Marina BIRYUKOVA Saint-Petersburg State University, Russia Institute of Philosophy, Department of Museum
arsvita@mail.ru This article considers the phenomenon of emergence of imaginary museums’ concepts in the second half of the 20th century, associated with the difficulty of aesthetic appreciation of contemporary art in the context of postmodern paradigm. The opposition of real Museum and Museum of the imaginary, offering a subjective look at the art of the latest trends, has resulted in the scientific discussion on the topic of insolvency of classical aesthetics and priority of personal taste (personal aesthetic judgment) as an alternative to institutional assessment of art in the context of existing museums. The article analyzes conceptions of hypothetical museums, including “museums” of art theorists, philosophers and curators, as well as “museums” of artists. The ideas of the “Imaginary Museum” of André Malraux, “Museum of Obsessions” of HaraldSzeemann, “Anti-Museum” of Johannes Cladders, “Mouse Museum” of Claes Oldenburg were a response to the uncertainty of aesthetic requirements to contemporary art and limited criteria for its evaluation. Вернуться назад |