ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Любовь к дальнему (эстетика дали в кратком изложении)

Сергей Лишаев
Любовь к дальнему (эстетика дали в кратком изложении)


21 июня 2012

В статье рассматривается такой существенный для русской и европейской культуры феномен, как даль. Исследование дали предваряет ее краткое семантическое обследование с демаркацией границ, отделяющих термин «даль» от «перспективы» и «горизонта». Анализ дали выстраивается в координатах постклассической эстетики расположений. К концептуальном поле эстетики Другого эстетический опыт распадается на эстетики тела (зона интересов классической эстетики), времени и пространства. Феномен дали принадлежит предметной области эстетики измерений как особого региона эстетики пространства. Феноменологическая дескрипция дали осуществляется в ходе ее сопоставления с феноменом простора. Если особенное простора определяется как переживание чистой возможности перемещения, то особенное дали предстает как чувство возможности направленного движения к иному. Линия горизонта, играющая столь заметную роль в пространственной конфигурации дали, воспринимается здесь не в качестве безусловной границы видимого, а в качестве символа бесконечного движения в бесконечном пространстве. Даль — это утверждающее расположение эстетики пространства; Другое открывается в нем на условном уровне. Встреча с далью событийна, но даль как эстетическое расположение предполагает ряд условий, которые делают ее свершение возможным и вероятным. В последней части статьи проводится анализ преэстетических условий встречи с далью как на стороне внешнего референта, так и на стороне субъекта созерцания.


Вернуться назад